Экзамены онлайн. Что нужно учесть?

Экзамены  онлайн. Что нужно учесть?

С 20 по 30 мая, в «МК» пройдёт онлайн-конференция с научным сотрудником международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа, преподавателем факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, кандидатом технических наук Ольгой Вениаминовной Максименковой, которая уже много лет использует в своей работе современные технологии Microsoft.

Всё больше учебных учреждений переводят свои процессы в онлайн-формат. В скором времени начнутся экзамены, многие образовательные организации также будут проводить их онлайн. Что нужно учесть? Как дистанционно подготовиться к экзаменам? Как будет устроен этот процесс? И что ждёт образование в будущем?

Присылайте ваши вопросы на почту sos@mk.ru

_________________

Ольга

Добрый день. А уже известно, как будет проходить поступление в высшие учебные заведения в этом году?

Ольга Вениаминовна

Согласно последним новостям, подача документов будет осуществляться дистанционно (в том числе в несколько вузов), даты приёмной компании обычно связывают с датами сдачи ЕГЭ, 21 мая было объявлено, что старт ЕГЭ назначен на 29 июня.

Алексей

Насколько современные дети готовы к экзаменам он лайн

Ольга Вениаминовна

Дети очень разные. Существуют ребята, свободно владеющие интерфейсами цифровых устройств (компьютеров и смартфонов) и постоянно использующими их в коммуникации, они более или менее готовы к коммуникации онлайн. Среди старшеклассников это подавляющее большинство. Я говорю более или менее, потому что умение учиться онлайн всё равно должно формироваться, иногда ребёнку нужна в этом помощь и поддержка взрослых. Другие детки по тем или иным причинам не погружены во взаимодействие с цифровыми устройствами. Конечно, для них экзамены онлайн, как и любое другое взаимодействие онлайн, станут первоначально тяжким бременем, потому что перенесут его в непривычный мир. Кстати, я имею в виду не столько саму коммуникацию «через железного посредника», сколько информационный взрыв, происходящий при появлении доступа к ресурсам интернета, и совершенно другое восприятие темпа «привычных действий», на какое-то время становящимися непривычными.

Мария

На сколько успешно поступление в Вузы, если ребёнок занимался дистанционным образованием?

Ольга Вениаминовна

Вопрос успешности очень индивидуален и зависит скорее не от формы образования, в которую был вовлечён ребёнок, а от результатов обучения, которых он достиг для демонстрации знаний на ЕГЭ и/или олимпиадах, необходимых для поступления.

Мария

Как будут проходить дистанционные экзамены?

Ольга Вениаминовна

Поскольку я не отношусь к людям, от которых зависят итоговые решения по этому вопросу, то не могу сказать, как именно. К счастью для нас вариантов не очень много и можно перечислить их все: перенос экзаменов на более поздний срок, проведение очных экзаменов в условиях повышенных норм санитарной безопасности, вывод результаты экзаменов из альтернативных источников, проведение экзаменов дистанционно онлайн. Все перечисленные варианты небесспорны, имеют много плюсов и минусов, поэтому очень рекомендую познакомиться с их подробным обсуждением на основе мирового опыта как возможных сценариев для ГИА и ЕГЭ 2020, предложенным специалистами института образования НИУ ВШЭ (https://ioe.hse.ru/sao_ege ).

Мария

Зачем дистанционное образование и экзамены вчерашним школьникам, у которых зачастую не сформирован запрос на образование, как таковое? Вы не считаете, что подобный формат образования больше подходит для получения дополнительной квалификации / второго высшего образования?

Ольга Вениаминовна

По моим представлениям, если запрос на образование не сформирован, то совершенно неважно в каком формате его получать. Немотивированные учиться студенты формально подходят к учёбе как в очном, так и в дистанционном режиме. Сейчас дистанционное образование в школе или бакалавриате воспринимается как нечто непривычное. Думаю, поэтому нам, взрослым, хочется переносить его в разряд некоторого «осознанного» образования.

Арина

Добрый день.У меня только один вопрос, с ЕГЭ то были непонятные приехавшие со 100 баллами, которые в последний момент вытесняли отовсюду наших детей с 99 баллами, а теперь как можно за чистотой проведения следить? и кто это будет делать? Дети сейчас продвинутые...

Ольга Вениаминовна

Думаю, что новости от 21 мая полностью закрыли Ваш вопрос, ЕГЭ будет проведён очно с соблюдением требований социальной дистанции и при оснащении пунктов сдачи средствами индивидуальной защиты.

Михаил

Добрый день! Как проверить качество и самостоятельность сделанных экзаменационных работ?

Ольга Вениаминовна

Когда преподаватель (или служба по организации экзаменов) подготавливает экзаменационные работы, то задаёт критерии качества, обычно согласованные с правилами оценивания. Поэтому качество проверяется именно по ним. Что касается самостоятельности, то при дистанционном формате экзаменов применяются системы прокторинга для контроля за «чистотой» и честностью экзаменуемых.

Анна

Здравствуйте! Если у человека нет возможности приобрести техническое средство, необходимое для обучения и сдачи экзамена в формате онлайн, что делать?

Ольга Вениаминовна

Полагаю, что речь о ЕГЭ и новости 21 мая полностью закрыли вопрос с обеспечением средствами для сдачи экзамена.

Тасия

Добрый день! Насколько современные платформы для он-лайн образования МЭШ позволяют проводить экзамены по всей стране дистанционно?

Ольга Вениаминовна

Современным облачным платформам от ведущих разработчиков вполне по силам выдержать серьёзную нагрузку массового экзамена в масштабе всего мира. Что касается МЭШ, то это система в первую очередь нацелена на поддержку процессов образовательного учреждения, учёбу и управление учебными материалами, а не на проведение экзаменов. Поэтому нельзя требовать от МЭШ устойчивости или функционала, который не является целевым для этой информационной системы и не разу не был протестирован, это не совсем правильно.

Владимир

Как в этом году, будут проводиться ЕГЭ

Ольга Вениаминовна

Думаю, что ответила на вопрос выше, но повторюсь, что новости от 21 мая полностью закрыли Ваш вопрос, ЕГЭ будет проведён очно с соблюдением требований социальной дистанции и при оснащении пунктов сдачи средствами индивидуальной защиты.

Олег

Здравствуйте! Как подготовить ребенка к онлайн школе? Есть ли советы психологов?

Ольга Вениаминовна

Не возьмусь давать ссылки на советы психологов, думаю, что самый правильный подход в данном случае – «не навреди», а все советы в сети требуют очень тщательной проверки специалистом. Консультативные услуги, разумеется, существуют. Как и в случае с подготовкой к школе, психологи занимаются вопросами, связанными с работой дистанционно.

С точки зрения непсихологической подготовки, конечно, ребёнка надо учить пользоваться компьютером и другими гаджетами, вырабатывать в нём навыки «цифровой гигиены», доносить до него основы информационного поиска, знакомить со средами дистанционного обучения, например, через дополнительные занятия или дистанционных репетиторов. Насколько мне известно, дистанционный формат работы с преподавателями дополнительного образования широко распространился ещё до массового перехода в онлайн. Зачастую именно от таких преподавателей исходят наиболее адекватные советы и рецепты, а «история» и опыт таких преподавателей легко проверяются.

Зоя

Добрый день! Если совсем на "вы" со всей этой техникой, как тогда техническая безграмотность влияет на качество онлайн образования? Спасибо!

Ольга Вениаминовна

К сожалению, серьёзно влияет, потому что усилия, вместо работы с учебным материалом, уходят на борьбу со страхами и ликвидацию пробелов в базовой цифровой грамотности. Сценарий с ликвидацией пробелов я считаю оптимистичным, зачастую, технические сложности становятся причиной отторжения дистанционных образовательных практик и, как следствие, неоправданного отказа от них.

Лана

Добрый день! Подскажите, а в чем разница между платным и бесплатным онлайн образованием? Ведь многие школы (частные) и ВУЗы давно использует дистанционное образование?

Ольга Вениаминовна

Дистанционное образование (как совокупность форм обучения без физического контакта) не зависит от платности или бесплатности реализации. Скорее всего, мы говорим о возможностях, имеющихся у частных и государственных учебных заведений при реализации дистанционного образования. В РФ существуют общие требования по сертификации образовательной деятельности и система аккредитации. К сожалению, некоторые важные нормативные документы недостаточно учитывают специфику дистанционного образования, но законодатели обратили внимание на имеющиеся пробелы.

Агния

Ольга, добрый день! Как развить у ребенка способность самоорганизовываться при работе на дистанционном уроке? Особенно, если дети - непоседы.

Ольга Вениаминовна

Как маму очень непоседливого ребёнка меня тоже очень волнует этот вопрос. Я не детский психолог, поэтому могу поделиться только своими наблюдениями. К самоорганизации нужно готовить в широком смысле, не только на дистанционном уроке. Приведу пример, мой ребёнок каждый день, возвращаясь из школы в пенале приносил чужие карандаши, при этом его карандаши исчезали и уже никогда не возвращались. Я очень удивилась, что карандаши исчезают и при дистанционном обучении дома. Разница лишь в том, что заменить их не чем, поэтому приходится искать. Дистанционное обучение только высветило уже существовавшую проблему.

Как родитель, вы можете совместно с ребёнком познакомиться со средой, в которой происходит обучение, изучить и показать её возможности, объяснить, что чаты, например, очень удобны, но замусоривать их тучами смайликов или абракадабрами не стоит.

Конечно, такой подход требует наших родительских сил и времени, но мы же говорим о своих детях. Да, скорее всего после таких разъяснений сходу ничего не изменится. Ребёнку нужно через опыт понять, например, что есть поведение, мешающее не только окружающим, но и ему лично. Мы дома стараемся обсуждать такие моменты не только до, но и после уроков. Например, очень показательным оказалась видеозапись и последующий аннотированный просмотр с ребёнком записей, что хорошо высвечивает некоторые проблемные точки коммуникации. Также важно предоставить ребёнку различные контексты и формы дистанционного общения: диалогового и группового, нормативного и игрового, с участием преподавателя/родителя в качестве модератора и без него.

Современные системы отслеживания и организации времени тоже не надо сбрасывать со счетов. Семейные комнаты Microsoft, Google и Apple уже позволяют достаточно мягко контролировать ребёнка, а специализированное ПО существует для всех придуманных психологами методик развития тайм-менеджмента и управления вниманием.

Нина Анатольевна

Здравствуйте! Актуальный вопрос для учителей - будут или запланированы ли курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей?

Ольга Вениаминовна

Повышение квалификации и переподготовка преподавателей – процесс, который не останавливался. Если речь о каких-то целевых общегосударственных программах, то не подскажу, лучше обратиться на сайты соответствующих ведомств. Поставщики курсов профессиональной (пере)подготовки функционируют, школы учителей в университете, где я работаю, этим летом не отменены, а проходят онлайн.

Надежда

Добрый день! С какого возраста можно перейти на образование онлайн

Ольга Вениаминовна

Если переход осуществляется правильно, то с любого, как преподавателю, так и учащемуся. Естественно, что время комфортного перехода индивидуально.

Ольга

Добрый день! Есть ли предметы, которые, вообще нельзя преподавать онлайн из-за потери качества обучения?

Ольга Вениаминовна

Для текущего развития техники – да, есть. Особенно это касается ремесленных дисциплин. Сейчас, работая через интернет, мы уже можем, опираясь на алгоритмы искусственного интеллекта, определять такие моменты, как правильность постановки электрода сварщика, кисти будущего художника, рук музыканта или (не удивляйтесь) оператора ЭВМ. Причём это не является сверхзадачей и, например, службы Microsoft Azure Cognitive Services предлагают готовые «кусочки алгоритмов» для создания собственных сервисов, а платформенность Azure позволяет интегрировать полученные решения в Microsoft Office 365 Education, на самом деле и в сторонние платформы тоже. Но и эта «магия» пока не совершенна, и мы пока не можем передать ученику дистанционно, например, какой на ощупь должна быть глина или своей рукой поправить положение рук/ног танцора. Я возлагаю большие надежды на технологические прорывы и снижение стоимости оборудования виртуальной реальности (VR). Как пример сервиса, приведём разработки Labster (http://labster.com/VR). Развитие таких технологий позволит великим мастерам работать с талантами со всего мира, ориентируясь на данные носимых устройств. К слову, исследователи и инженеры нашей страны сейчас активно работают по этим вопросам.

Александр

Добрый день! Возможно ли вообще перевести в дистанционное обучение часть предметов в среднем звене, например? Обществознание, МХК, ОПК?

Ольга Вениаминовна

Возможно. Это определяется техническим обеспечением образовательных учреждений, методической готовностью – если можно так сказать – к подобному переходу. Не думаю, что правильно формировать какой-то список дисциплин, которые могут быть перенесены в дистанционный режим. Дистанционное обучение не может рассматриваться как образование «пониже качеством» и, скорее всего, наоборот, открывает дополнительные возможности, например, получение образования у лучшего учителя города/региона. Добавлю, раз уж речь зашла про МХК, что мне сейчас посчастливилось участвовать в создании музея в виртуальной реальности Artheon (https://artheon.co), который позволяет при помощи шлема виртуальной реальности посетить музеи мира, посмотреть редкие экспонаты из их фондов. Здесь речь идёт не о 5-10 картинах или скульптурах, а о сотнях тысяч! Наука и здесь приходит к нам на помощь, сотрудники нашей лаборатории (Международная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа под рук. С.О. Кузнецова) помогают реализовать рекомендательную систему, позволяющую подбирать тематические экспозиции и анализировать «персональный вкус» пользователя. Полагаю, что подобные решения в перспективе выведут преподавание дисциплин культурологического блока на новый уровень.