Камера запечатлела на поверхности Марса жутких «пауков»

Science Alert: камера запечатлела на поверхности Марса жутких «пауков»

фото: ESA

О насекомых на Марсе пока ничего неизвестно, но новые фотографии, сделанные орбитальным космическим аппаратом, показали множество «пауков», которые, «снуют» по пыльной поверхности планеты.

Как пишет Science Alert, это, конечно, не настоящие живые арахниды, а темные веретенообразные объекты на марсианской поверхности, созданные исключительно с помощью небиологических процессов. Пауками их назвали потому, что именно на них они и похожи: центральное темное пятно окружено тонкими полосками, расходящимися в стороны.

Они образуются в результате сезонных изменений на красной планете - экстремальных холодов, сменяющихся весенним потеплением. Хотя на Марсе есть времена года, благодаря схожему с Землей осевому наклону, эти времена года сильно отличаются от тех, что мы наблюдаем на нашей родной планете. Зимние температуры опускаются ниже минус 123 градусов по Цельсию (минус 190 по Фаренгейту), и почти все замерзает.

В том числе и углекислый газ, который на Земле образует поверхностные отложения вещества, известного как сухой лед. Когда холодная зима переходит в весну, температура воздуха повышается, но если обычный лед тает в прогретой атмосфере, то сухой лед этого не делает. Вместо этого он сублимируется прямо в газ.

Когда это происходит со льдом на дне месторождения, давление нарастает, пока не произойдет мини-взрыв, и поверхность Марса забурлит, как кипяток. Во льду появляются трещины, и темный пылевой материал из-под поверхности переносится и распыляется вместе с выходящим газом в огромных гейзерах, образуя темные пятна, которые могут достигать километра в поперечнике.

На снимках, полученных с помощью стереокамеры высокого разрешения (HRSC), установленной на орбитальном аппарате Mars Express Европейского космического агентства (ECA), видны лишь темные пятна, похожие на веснушки.

Однако прибор Colour and Stereo Surface Imaging System (CaSSIS) на борту орбитального аппарата ExoMars Trace Gas Orbiter способен видеть в более широком диапазоне длин волн и показывает паутинистые усики, выходящие наружу, прямо под поверхностью льда.