Тайна за колючей проволокой

В Арге взорвался склад с боеприпасами

Так уж у нас повелось, что любое ЧП в армии – это тайна за семью печатями, и если есть хоть малейшая возможность не выносить сор из избы, точнее – за ворота части, военные предпринимают для этого все возможное.
 

В Арге взорвался склад с боеприпасами

В принципе, военных понять можно: репутация армии и без того подорвана и лишний негатив на погоны совсем ни к чему. Отечественная «военная тайна» обрела совершенно уродливый характер, и неслучайно журналистов, пытающихся в нее проникнуть, нередко отсылают к самому министру обороны. И даже не отсылают, а просто посылают.

Арга

Журналистов «МК на Амуре», срочно выехавших на ЧП в Арге, отослали по тому же министерскому адресу. Просто и по-военному доходчиво. Отсутствие пусть самой маломальской официальной информации по поводу случившегося не могло не настораживать. Во-первых: была объявлена эвакуация, и не только жителей Арги, но и трех близлежащих поселков. Согласитесь, эвакуация людей, живущих на расстоянии нескольких километров от воинской части - это серьезно. Во-вторых: на ЧП выехал не только губернатор области, но и военный генералитет округа. Личное присутствие генерала штаба и начальника краевого МЧС это явный признак того, что ситуация может перерасти в критическую и понадобятся радикальные решения, которые принимают только они. Пусть временная, но остановка движения поездов по Транссибу - звено из той же цепи. Опять-таки, шла противоречивая информация о пострадавших. По одной из них, бойца увезли в реанимацию в крайне тяжелом состоянии, по другой – он лишь слегка опалил лицо. Как видится, это не совсем одно и то же. В-четвертых, или уже в-пятых: количество специальной техники, прибывшей на место и растянувшейся вереницей по дороге от Благовещенска до Белогорска не только впечатляло, но и свидетельствовало о том, что развитие событий действительно могло пойти по самому худшему сценарию.

По сценарию 1982 года, когда взорвавшиеся боеприпасы на одном складе в Арге цепной реакцией уничтожили весь армейский стратегический пороховой запас. Когда дрожала земля и вылетали стекла из домов, расположенных за 50 километров от воинских складов, а сам поселок пришлось отстраивать почти заново. Тогда погибли люди. Видимо, такой сценарий не исключался.

Обстановку полного неведения нагнетали периодические, точнее хаотичные, взрывы боеприпасов и устойчивый запах гари, повисший черной пеленой в воздухе. Местные жители, по каким-то причинам не уехавшие от греха подальше, высказывали свои предположения.

- Я сразу понял, что произошло непредвиденное, - поделился отставной прапорщик Олег Мигель. - Здесь практически каждый день подрывают старые боеприпасы, но это дальше, на берегу Зеи, тогда и звук совершенно другой. К штатным подрывам в селе уже давно привыкли.

-Для меня тоже все сразу стало понятно, - продолжает тему военнослужащий части Иван Карпяк. - Когда услышал мощный взрыв, выскочил из дома, смотрю, все бегут - солдаты, охрана. Когда взрываются склады с боеприпасами, тушить бесполезно, только бежать. Понятно, ситуация была нештатная.

Ситуация

Следственные специалисты с нештатной ситуацией разобрались практически в тот же день. Прокурорские работники установили, что «один из солдат при подготовке боеприпасов к вывозу из хранилища для утилизации без разрешения должностных лиц воинской части взял находившийся в хранилище ручной противотанковый гранатомет. При этом он по неосторожности привел гранатомет в боевое положение. Опасаясь быть застигнутым с оружием, которое ему брать в руки никто не разрешал, солдат бросил его между штабелями с боеприпасами. В результате падения гранатомета взорвалась находившаяся в нем граната, что стало причиной детонации и взрыва боеприпасов в хранилище».

Да, боец виноват. Наверное, если из него не сделали «стрелочника», как это зачастую бывает. Тем не менее, даже в связи с обвинительным вердиктом, все же возникают некоторые попутные вопросы. Первый из них лежит на поверхности: что это за воинская, причем режимная часть, для доступа в которую требуется разрешение самого министра обороны; в которой солдат может спокойно размахивать боевым гранатометом. При это не умея с ним обращаться. Люди, служившие на подобных объектах, не понимают, как такое возможно.

- Я на посту простоял полтора года, - рассказывает служивый, попросивший не афишировать его имя. - У нас к ящикам с охраняемыми боеприпасами подойти было просто нереально: там кроме внешнего периметра с колючей проволокой был внутренний, из нескольких рубежей. Кроме того, все ящики были опечатанными. Как он мог вообще войти туда? Там и сигнализация должна быть…

Есть и другие вопросы, лежащие все на той же поверхности. Например, где в это время, когда пацаны бряцали оружием, находился офицер или кто другой при исполнении, кто должен был, обязан был присматривать за солдатиками. Тем более что оружие готовилось к утилизации, а значит, было взрывоопаснее вдвойне и работа велась в обстановке, приближенной к боевой.
Хочется верить, что эти нюансы тоже стоят на повестке прокурорской проверки наряду с чисто личным солдатским вопросом.

Проверка

Стоит заметить, что в последнее время пожары и взрывы на военных складах, именно из-за нарушения правил безопасности, далеко не редкость. Только в июле текущего года зафиксированы два аналогичных ЧП - в Саратовской области и в Алтайском крае.

Однако крупнейшая за последнее время подобная трагедия произошла в Ульяновске, где в ноябре прошлого года вспыхнул пожар на военном складе «Арсенал» и стали взрываться снаряды. ЧП унесло жизни трех военнослужащих, пострадали 60 человек, 13 из которых были госпитализированы. Спустя десять дней там же прозвучали новые взрывы - при погрузке сдетонировал один из собранных после пожара боеприпасов. Погибли восемь военнослужащих, еще двое были госпитализированы.

Вскоре после этих событий военное ведомство объявило о масштабной инвентаризации на арсеналах. Вслед за Ульяновском проверки провели на всех базах, складах и арсеналах минобороны. И их результаты оказались неутешительными.

- В результате проверок выявляется большое количество фактов несоблюдения порядка хранения боеприпасов на арсеналах, базах и складах. Кроме того, имеются случаи нарушений технологии их утилизации и транспортировки, - заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. - Должностные лица, недобросовестно выполняющие служебные обязанности, обладающие низкой профессиональной подготовкой, не осознают возможных последствий своих недоработок. Зачастую это приводит к трагическим результатам - гибели людей.

Нам неведомо, как тогда министерские проверяющие оценили состояние арсенальных дел в Арге, но судя по последнему ЧП, с правилами безопасности там далеко не все отработано.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру