Самую «ломовую» скульптуру в России создал Сергей Лаушкин

Под контролем опального искусствоведа Андрея Ерофеева в Екатеринбурге завершился фестиваль «ЛОМ»

II Всероссийский фестиваль парковой скульптуры из металлолома «ЛОМ», проходивший в Екатеринбурге с 7 по 18 августа, подвел итоги. 38 индивидуальных и командных участников – художников, скульпторов, дизайнеров и сварщиков – представили 43 скульптуры на суд жюри и главных критиков – жителей города.
Под контролем опального искусствоведа Андрея Ерофеева в Екатеринбурге завершился фестиваль «ЛОМ»
Первое место заслужил екатеринбуржец Сергей Лаушкин, посвятивший Иосифу Бродскому «лист железа» – работу «Поэт, гонимый гусями и собаками»

Произведения созданы авторами из Свердловской, Челябинской, Тюменской и Хабаровской областей, Москвы и Харькова. В ход шли шестеренки, цепи, подшипники, тросы, пружины, старые трубы, велосипеды, гайки и болты, бочки, огнетушители, пожарные гидранты. Из этого и другого хлама – отходов, брака, мусора, не стоящего много (в этом году цена за тонну - 5-7 тыс рублей), получились симпатичные и монструозные скульптуры, сложноконцептуальные и понятные даже детям. На все творения ушло свыше 10 тонн металлолома, предоставленного спонсорами, в частности «Вторчермет НЛМК Урал», «РСУ-47».

Жюри выбрало победителей в разных номинациях, оценивая оригинальность, остроумие, обаяние, стиль. Третье место досталось работе «Счастье» Павла Суханова и Аркадия Кима из Дегтярска. На вид простая улыбчивая девушка сделана из «трофеев»: ажурное белое платье – из вешалки с военной кафедры УрГУ, «постамент» – из катушки от военной пожарной машины, лицо – лопата, а пропеллер – из деталей советского истребителя МиГ-19, случайно сбитого зенитной ракетой 1 мая 1960 года вместо самолёта-шпиона Фрэнсиса Пауэрса под Дегтярском. Также «бронзу» получил директор дома спорта «Луч» Константин Бруевич с «Француженкой» и «Крокодяброй крылатой».

Второе место заняли два именитых автора: поэт, прозаик и фотограф, автор проектов в области актуального искусства Викентий Нилин из Москвы и «главный художник и идеолог харьковского стрит-арта» Роман Минин. Последний в работе «Спящая машина» поднимает дорожную тему: по «спящему» на пружинной кровати автомобилю проложена асфальтовая дорога, по которой ходят люди. Викентий Нилин с творением «Ветер в лицо» минималистичен: вырастающая из земли ржавеющая металлическая труба расколота от напряжения деревянной заглушкой, и из трещины вырывается воздух.

Первое место заслужил екатеринбуржец Сергей Лаушкин, посвятивший Иосифу Бродскому «лист железа» – работу «Поэт, гонимый гусями и собаками». Второй победитель – изящная «Лошадь в яблоках», буквально сотканная из мотка проволоки Людмилой Сошниковой и Михаилом Поляковым из Каменска-Уральского.

В этом году организаторы устроили голосование зрителей за понравившиеся работы, и победил в номинации «Приз зрительских симпатий» Андрей Сычёв из Тюмени за скульптуру «Сказка». Кстати, симпатии екатеринбуржцы выражали по-разному: фотографировались, трогали и даже брали на память части произведений. Так, «Лошадь в яблоках» постоянно лишалась железных фруктов, помещаемых время от времени авторами внутрь произведения, чтобы выдержать концепцию (по словам Людмилой Сошниковой, всего утащили яблок на 7 кг). А к «Француженке» автору пришлось прикрепить табличку: «Пожалуйста, собачку не пинайте».

Организаторами фестиваля выступили Администрация Екатеринбурга, МУК ЕЦПКиО им. В.В. Маяковского и группа компаний «Электра» – производитель электрооборудования. Консультант проекта – известный российский искусствовед Андрей Ерофеев, опальный куратор провокационных выставок. В 2009 году при его участии идея генерального директора «Электры» Ильи Полетаева о конкурсе сварщиков переросла в конкурс актуальных художественных проектов. Находясь под подпиской о невыезде из Москвы, Ерофеев обратился к участникам фестиваля письмом, в котором отметил, что настоящий художник не ставит цели разрушать порядок во имя хаоса: «Напротив, внутренняя пружина творчества состоит, как известно, в поисках ясности строения мира. А если с кем художник и борется, так с теми, кто подменяет глубинную гармонию косметической упорядоченностью».

В состав жюри вошли организаторы – Илья Полетаев, директор парка Маяковского Владимир Черменинов, а также кузнец Александр Лысяков, главный специалист Управления культуры Администрации Екатеринбурга Анатолий Бахарев, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Института изобразительных искусств УГАХА, профессор Лев Пузаков.

Как сообщило коммуникационное агентство Press-Attache, организаторы надеются, что скульптуры украсят город – парки, аллеи, коттеджные посёлки, перекрёстки, инженерные сооружения – и готовят предложение в Администрацию города. Работы прошлого и этого года можно увидеть в УрГУ, архитектурной академии, парке Маяковского и у спорткомплекса «Луч», также на Уктусе. На территории «Электры» откроется постоянная выставка-продажа скульптур (ул. Щербакова, 103а).

Произведения останутся в парке Маяковского до Дня города.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру