КРУГОМ ВИНОВАТЫЕ?

Почему потомки Минина становятся палачами

Поздним вечером 11 марта 2009 года на улице Дружбы в Ленинском районе Нижнего Новгорода с одиноко идущим мужчиной неславянской внешности поравнялись двое. Неожиданно один из них выхватил нож и начал наносить прохожему удары в плечо и грудь. Через день ночной жертвой той же пары в том же районе стал приехавший на заработки в столицу Приволжья парень из Киргизии.

При тусклом свете фонарей в руках одного из молодчиков угадывался нож, подельник сжимал заточенную отвертку. Следующего “неарийца” лезвие ночных сообщников настигло в безлюдном уголке Ленинского района всего сутки спустя.

“Мы нерусских не любим”

В апреле-мае приятели расширили диапазон своей деятельности, добавив к нападениям на “нерусских” поджоги дома, хозяин которого носил армянскую фамилию, и здания РУВД Ленинского района. Но тогда молодчики “соображали” свои акции уже на троих. В начале мая троица была арестована. Следствие длилось чуть больше полугода. Сейчас члены этой группы, которую в Интернете кто-то окрестил “нижегородской автономной боевой ячейкой”, предстали перед судом.

– Сами себя участники этой группы никакой боевой ячейкой не называют, – говорит следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного Комитета при прокуратуре (СУ СКП) РФ по Нижегородской области Андрей Шлыков. – В сообщество, организованное в марте 2009 года, входили трое нижегородцев. Националистами они себя не считают. По их словам, раньше они придерживались идей скинхедов, но потом от них отошли. Говорят, что просто не очень любят нерусских. Тем не менее, они считают, что в России должны проживать исключительно русские, которым для жизни должны создаваться соответствующие условия. А нерусские должны либо уехать из России, либо находиться в худших. Кстати, при обыске у парней были найдены книги экстремистского содержания, в том числе – про Гитлера.

На следствии члены группировки признались, что всякий раз, выходя на прогулку, они были готовы напасть на любого одинокого встречного неславянской внешности, комплекция и возраст которого позволили бы с ним справиться. И таких удачных прогулок у бритоголовых в марте 2009 года было четыре. Нападали они, как правило, сзади, сразу нанося несколько ударов ножом в жизненно важные органы. Один из пострадавших, гражданин Кыргызстана, от нанесенных таким образом ранений скончался.

В свое превосходство над нерусскими парни, похоже, верили всерьез. В мировой паутине можно найти фото, на которых сотоварищи красноречиво демонстрируют бицепсы, резвятся с автоматом, носят нацистскую фуражку. Лидер группировки даже придумал себе прозвище, вполне ассоциирующее с именем русского былинного богатыря – Землегор.

О своем задержании Землегор рассказывает с гордостью и бравадой: “Я был без сна двое суток, заехал в деревню на пару часиков, и сон меня сломил.Проснулся от шума около дома. Посмотрел, а дом уже окружен: приехали все кому не лень – с собаками, на “ГАЗелях”, пазиках. Пытался выскользнуть из кольца через черный ход, но мне не дали. Я думал, что такое бывает только в кино. Шум, предупредительные выстрелы, лай собак, крики. Водили к какому-то генералу. Они там что-то выговаривали мне про злой фашизм.Если вы столкнетесь с такой же жизненной ситуацией, то советую вам идти под пули – лучше умереть гордо”.

Официально нигде не работающий Землегор поначалу действовал в одиночку. На следствии он рассказал, что еще в октябре 2008 года бутылками с зажигательной смесью ночью поджег кафе у ДК имени Ленина в Канавинском районе, принадлежавшее выходцу с Кавказа. Через несколько месяцев Землегор завел дружбу с третьекурсником одного из нижегородских училищ, ранее судимым за грабежи. А в конце апреля ряды сообщества пополнил студент второго курса юрфака одного из столичных университетов, но тоже нижегородец.

Несостоявшийся юрист свои действия объяснял тем, что не хотел быть трусом в глазах друзей. Пятого мая 2009 года экстремистские организации в России отмечали дату смерти одного из своих руководителей, который якобы скончался в Москве, по их утверждениям, от избиений сотрудниками милиции. Распространенные в Интернете призывы нападать на сотрудников правоохранительных органов и поджигать их машины в День гнева натолкнули Землегора на мысль устроить подобную акцию и в Нижнем Новгороде.

Он предложил своим дружкам поджечь здание РУВД Ленинского района. Изготовленные мстителями бутылки с зажигательной смесью ночью полетели в здание РУВД, а собранное Землегором по инструкциям в Интернете взрывное устройство сработало под милицейской машиной. Кроме того, на стене райуправления появилась надпись: “Смерть псам режима”.

Отомстив за московского собрата, Землегор с друзьями отправились на ночлег. “Юрист” ночевал у Землегора. Ночью у “мстителей” созрел новый план – поджечь офис партии “Единая Россия” в Канавинском районе.

– Это партия власти. А власть мы не любим, – нашли экстремисты простое объяснение своим действиям.

После случая со зданием РУВД правоохранительные органы не исключали повторения подобного. И у зданий милиции и прочих госучреждений было усилено патрулирование. Когда Землегор и “юрист” подходили к офису единороссов, стражи порядка решили проверить содержимое рюкзака припозднившихся прохожих. А в рюкзачке – “коктейль Молотова” и взрывное устройство.

“Юриста” задержали сразу. Позднее по его показаниям у себя дома арестовали “пэтэушника”. Землегор же вырвался и пустился в бега. Его нашли и задержали в одной из деревень Семеновского района.

Всего в деле “боевой ячейки” насчитывается 14 эпизодов. Парней обвиняют по нескольким статьям УК РФ: убийство, покушение на убийство, совершенные группой лиц по мотивам национальной ненависти, умышленное уничтожение и повреждение имущества путем поджога, создание экстремистского сообщества, участие в экстремистском сообществе, вандализм, незаконное изготовление и хранение взрывчатых веществ, хулиганство.

А капут ли гитлерюгенду?

Одним из самых неблагополучных по количеству преступлений на нацпочве в 2009 году на Нижегородчине считается Городецкий район. Именно там 19-летний житель Заволжья Роман Новиков, обуреваемый идеей изгнать из России “всех нерусских”, создал Национал-социалистическую рабочую партию России и взял себе соответствующее партийное имя – Фриц.

Знакомый Фрица Евгений Хвостов возглавил ячейку партии в Городце, назвав ее “Русским элитным отрядом”. У партии было все, что положено: устав, флаг, членские билеты, внутренняя иерархия из фюрера и ротенфюреров, агитационная литературка, пособия по террору для начинающих. Завербовать в свои ряды “русской элите” удалось семь человек. В лесах городецкие скинхеды упражнялись в стрельбе из пневматических винтовок и подрывали самодельные бомбы, а потом выходили на дело: то автомобиль у азербайджанца подорвут, то с арматурой и ножами налетят ночью на дом со спящими вьетнамскими гастарбайтерами.

Двумя годами раньше правоохранительные органы выявили в Нижнем Новгороде неофициальное движение скинхедов, которое насчитывало несколько сотен (!) человек. У каждого района был свой лидер. На скамью подсудимых попал вожак бритоголовых Нижегородского района 20-летний Сергей Иконников, он же Оникс. Это его команда устроила массовую драку с уроженцами Армении в самом центре Нижнего – на Большой Печерской.

Это не ксенофобия – это бренд

По данным ГУВД по Нижегородской области, начиная с 2005 года, налетов в нашем регионе на граждан других государств становилось все больше и больше. В 2005 году– 53, то есть в среднем по одному в неделю. В 2006 году – уже 81, в 2007-м – 93, в 2008-м – 94 – примерно по два еженедельно. А за первые восемь месяцев прошлого года органы правопорядка зафиксировали 67 нападений. Больше всего страдали граждане стран Балтии и СНГ. При этом пока раскрыты меньше половины нападений. Только вот национализм, экстремизм, ксенофобию доказать здесь так и не удалось.

Землегору и его команде не нравились нерусские. И приятели планомерно совершали на них набеги. При этом у сопливой троицы не было ни устава, ни знаков отличия, ни символов, ни прочих атрибутов, которые бы свидетельствовали о мощной идеологической программе. И все же им предъявлено обвинение в убийстве и покушении на убийство на почве национальной ненависти.

– Нападения на представителей нерусской национальности вовсе не обязательно совершаются приверженцами идей. По моим наблюдениям над процессами убийц инородцев, это как раз не идейные люди, но туповатые подростки из уличных банд. Там идей и не ночевало, а есть лишь злоба и ненависть к чужим, – открестился от качков с арматурой побывавший в прошлом году в Нижнем Новгороде Эдуард Лимонов, создатель и идейный вдохновитель запрещенной несколько лет назад националбольшевистской партии (НБП).

В чистом же, то есть доказанном виде, по статьям, связанным с экстремизмом, в январе-июне 2009 года в Нижегородской области возбуждено 21 уголовное дело, что в два раза больше, чем в позапрошлом году.

Когда чужак становится врагом

Чем объяснить рост ксенофобских и тому подобных проявлений на нижегородской земле, где испокон века жили люди самых разных национальностей? По мнению специалистов, после того, как рухнул “железный занавес”, на нас хлынул поток информации. Началось размывание границ между культурами, традициями, основами быта и уклада жизни. И это можно рассматривать как угрозу локальным этническим группам.

“До основания” разрушены старые ориентиры и ценности, а “наш новый мир” так и остался виртуальным, непостроенным, противоречивым, а значит непонятным и поэтому вызывающим опасения. Именно на обломках СССР и родился шовинизм. Бывшая империя сейчас вынуждена мириться со статусом государства третьего мира. И нравится это не всем.

– Косые взгляды в сторону иностранцев вызывает и бесконтрольный поток иммигрантов в нашу страну. Целые микрорайоны и даже районы, целые сферы бизнеса (например, торговля на рынках) уже контролируются выходцами из других государств, – утверждает нижегородский политолог Евгений Семенов. – Титульные, то есть коренные нации выживаются со своих территорий и из профессиональных сфер деятельности, что вызывает их недовольство.

По признанию членов группировки Землегора, нелюбовь к нерусским они испытывали с детства, потому что в школе с ними училось большое количество неславян, которые к тому же их избивали. Канавинский район Нижнего Новгорода, где проживал один из обвиняемых: выходцы с Кавказа и из Азии также селятся массово, целыми кварталами.

– Порой человеку бывает сложно и даже больно ответить на вопрос, кто я такой. И тогда он пускается на поиски виноватого в своих проблемах или виртуальной угрозы, по его мнению, скрытой в непонятной окружающей среде. И врагом становится попавший под руку чужак, – поясняет клинический психолог Дмитрий Тверитнев.

За примером далеко ходить не надо. Землегоровцы жили в неполных семьях. Один воспитывался только матерью после смерти отца. Второй проживал с бабушкой, поскольку родители его развелись. Причем мать живет за тридевять земель от Нижнего Новгорода, а отец по роду службы постоянно в отъезде.

Недовольство жителей Нижегородчины чужеземцами усиливается и по экономической причине. Кризис ухудшил и без того недостаточный уровень благосостояния массовой части населения: “Самим жрать нечего, а тут эти”. Только вот тот же Землегор взять в руки метлу и встать рядом с дворником-таджиком не захотел.

Кстати

В конце июля 2009 года ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) провел исследования в 42 регионах РФ. Участникам задавался вопрос: “К представителям каких национальностей вы относитесь с наибольшей неприязнью?”. В антирейтинге лидируют представители народов Кавказа. С 2006 года в три раза выросла наша неприязнь и к американцам. В первых же строчках числятся цыгане, китайцы, прибалты и украинцы. И впервые за последние три года в России появилось негативное отношение к англичанам, немцам и французам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру