Мария Дернова: "Надо все в жизни делать с удовольствием"

Работа учителя — это стопки тетрадок после семейного ужина, родительские собрания, походы в неблагополучные семьи, разрешение конфликтных ситуаций, контрольные, экзамены и еще много чего. Поэтому непростая профессия не для всех становится любимой на всю жизнь. Тем не менее у Марии Дерновой никогда не возникало вопросов по поводу выбора будущей специальности. В таких случаях говорят: "мактуб", то есть "так начертано, предрешено". Сегодня она учитель русского языка и литературы школы №1 г. Ханты-Мансийска, заслуженный учитель Российской Федерации. А несколько лет назад местные власти наградили ее почетной грамотой, как одну из лучших женщин столицы Югры.
Мария Дернова: "Надо все в жизни делать с удовольствием"

Гляжусь в тебя, как в зеркало...

В детстве Мария с большим интересом наблюдала за своей мамой — Верой Григорьевной Плесовских, учительницей русского языка и литературы, для которой профессия никогда не была наказанием. "Мама всегда выполняла свою работу с радостью, и мне, наверное, далеко до нее в профессиональном плане", — рассказывает Мария Дернова.

Она не была ребенком, обделенным материнским вниманием, как часто случается в семье, где мама — педагог. Потому что во всех походах, поездках, которые Вера Григорьевна устраивала для своих учеников, непременно участвовала и маленькая Маша. Отсюда, видимо, ее любовь к путешествиям. Ведь спустя несколько лет уже она сама старалась возить своих воспитанников в разные интересные места.

Со своими учениками Мария Владимировна объехала практически всю Сибирь, потому что считает, что обязательно нужно знать край, в котором живешь. Одной из самых запоминающихся поездок еще в начале ее карьерного пути была поездка в Карпаты, когда молодую учительницу принимали за ученицу, а одного из ее воспитанников — Диму Рассохина — за руководителя экспедиции.

"Видимо, он выглядел солиднее, чем я", — смеется педагог, вспоминая эту забавную историю. А однажды решили пойти в поход к Пороховушке, но не рассчитали время и вышли из города поздно. Пока пришли на место, уже стемнело. Палатки ставили в кромешной тьме, буквально на ощупь. Утром проснулись от пронзительного девчачьего визга. Оказалось, что в темноте горе-путешественники разбили лагерь прямо на кладбище. Конечно, стали быстро собирать палатки, складывать вещи, чтобы покинуть погост, однако случай этот остался в памяти надолго.

Традиционными являются поездки в Смоленскую область, где похоронены несколько выпускников первой школы г. Ханты-Мансийска, погибших в годы Великой Отечественной войны. Эти поездки, по словам Марии Дерновой, проводятся в рамках работы школьного музея и имеют огромное значение для воспитания у ребят истинного чувства патриотизма, любви к своей родине.

— Например, в последний раз вместе с нами в походе была дочь выпускника нашей школы Ивана Давыдова. Ей был всего один год, когда он погиб во время войны. То есть, представляете, дочь впервые в жизни побывала на могиле своего отца. Я считаю, что в этой ситуации только у каменного человека не дрогнет сердце. Это и есть настоящее "приближение истории" и воспитание не словом, а делом, — считает опытный педагог.

Кстати, интерес к музейной работе Мария Владимировна также унаследовала от своей мамы. Пожалуй, единственное, где ее маме не удалось передать профессиональную эстафету — это школьный театр, который она сама так любила. В остальном же, можно сказать, Мария Дернова стала в школе достойной заменой Веры Плесовских после ее ухода на пенсию. Это вполне объяснимо, ведь она была ее главной наставницей и авторитетом в профессии.

Привет, культурная столица!

Кстати, в семье Марии Дерновой не только мама была педагогом, но и отец тоже какое-то время учительствовал. Может, поэтому, когда юная Маша рассказала о своем профессиональном выборе, семья ее поддержала безоговорочно.

Единственное, по поводу чего возникли небольшие разногласия, так это место обучения. Тобольск даже не рассматривался, хотя это был ближайший город, в котором можно было получить педагогическое образование. Дело в том, что мать Марии училась в этом сибирском городке и хотела, чтобы ее дочь получила специальность в Москве или культурной столице России. Эту идею поддержал и отец, который в свое время окончил МГУ. Так выбор пал на Ленинградский педагогический институт имени Герцена.

— Вообще это решение было скорее папино, — вспоминает Мария Дернова. — На семейном совете он сказал: "Поедешь в Ленинград" и сам отвез меня поступать в институт.

А потом началась обычная студенческая жизнь, правда, такая, какая она может быть только в городе на Неве. Мария была не из тех, кто пропускает лекции, она была прилежной студенткой, ей было интересно учиться. Но после занятий для нее открывался совсем иной, необыкновенный мир этого города: она с удовольствием ходила в театры, посещала музеи и выставки.

Театр начинается с вешалки, а педагогическая деятельность — с практики. Ее Марии тоже пришлось проходить в культурной столице России. И она очень хорошо помнит это время, хотя ей тогда было лет двадцать, не больше. "Свою первую практику я проходила в седьмом классе. Мне не повезло, потому что в моем классе как раз заболела учительница и меня в общем-то сразу приняли на работу. Я полностью заменяла и учителя, и классного руководителя, поэтому окунуться в работу пришлось с головой", — рассказывает Мария Владимировна.

Второй раз практику юная Маша должна была проходить уже в десятом классе. Когда пришла в школу и увидела, что учитель на месте, жив и здоров, студентка вздохнула спокойно: "Наконец-то здесь все пройдет благополучно". Но на первый урок, который давала Мария, учительница немного опоздала. Она тихонько вошла в класс и стала пробираться между рядами, запнулась за портфель и упала. А потом, как в старой доброй комедии "Бриллиантовая рука": "шел, упал, очнулся — гипс". Оказалось, что учительница, подобно герою Юрия Никулина, сломала руку. И снова Мария осталась с классом один на один: пришлось полностью заменять преподавателя.

Конечно, все это было нелегко. Но, как ни странно, уроки запомнились Марии Дерновой меньше, чем ее забота об учениках в качестве классного руководителя. Например, до сих пор остался в памяти поход в Эрмитаж на выставку "Сокровища гробниц Тутанхамона". Школа находилась достаточно далеко от музея, поэтому пришлось везти всю толпу на метро. И в этот момент Мария напоминала беспокойную наседку. Она носилась по перрону и следила за тем, чтобы все ее дети организованно вошли в один вагон (что, сами понимаете, было совсем непросто), потом, чтобы все также организованно вышли из вагона. Сегодня она вспоминает подробности этого похода с улыбкой, а тогда она переживала страшно, ей казалось, что ничего сложнее в ее жизни просто не было.

А еще Марии Дерновой удалось сохранить дружбу, которая зародилась именно в те студенческие годы. Одна из ее лучших подруг, бывшая сокурсница, живет в Урае. Они много лет поддерживают отношения друг с другом, и сегодня дружат уже не только они, но и их дети.

В старой школе, в новой ипостаси

Профессиональная деятельность Марии Дерновой началась в ее родной школе в Ханты-Мансийске, куда она устроилась на работу в августе 1975 года.

В том, что она стала работать в той же школе, в которой когда-то училась, были свои плюсы и минусы. С одной стороны, рядышком была мама, которая всегда могла помочь дельным советом, а с другой стороны, нужно было из бывшей ученицы быстро превратиться в преподавателя и войти в коллектив уже в иной ипостаси. Проверку на прочность в этом плане пришлось пройти в то время, когда Мария Владимировна стала директором школы. Однако молодая руководительница достойно выдержала это испытание.

— Я была директором, когда мои учителя еще работали в школе, но особых проблем в этом я не видела. Никто на меня не обижался, и если мои старые учителя делали мне какие-то справедливые замечания, я к ним прислушивалась, ничего страшного в этом нет. Они опытнее, мудрее, — говорит педагог.

А вот когда было действительно тяжело, так это во время работы с детьми из неблагополучных семей. Ей, молодой учительнице, выросшей в любви и понимании, нелегко было погрузиться в суровую реальность, где бутылка водки бывает дороже семейного ужина.

В первом классе, который ей достался как классному руководителю, был один мальчик из неблагополучной семьи, который постоянно прогуливал уроки. Педагогу приходилось вставать в шесть утра и через весь город идти к нему домой.

— Приводила ребенка в школу, до начала занятий садила в классе, закрывала дверь на ключ и шла за журналом. Возвращалась, а кабинет пустой: он уже успевал удрать через форточку, — рассказывает Мария Дернова.

В этот момент у молодой учительницы просто опускались руки, от отчаяния и обиды начинали душить слезы.

А однажды ей пришлось одного из учеников готовить к колонии. "Для этого нужно было сдавать анализы в больнице, а его мама... мама в это время пила, — с горечью в голосе вспоминает Мария Дернова. — Поэтому мы с этим ребенком ходили в больницу, а потом сдавались в колонию. Кстати, дети из трудных семей, пожалуй, самые благодарные дети. Они никогда не забудут поздороваться с учителем, даже через 25 лет".

Доверие детей дорого стоит

Марии Владимировне удалось сохранить теплые отношения со многими из своих бывших учеников. Например, недавно первый ее выпуск отметил свое 25-летие. "Собрались почти все. Приехали ребята из Ленинграда, отовсюду. Я их очень люблю, мы до сих пор дружим, и, если честно, они поддерживают меня в разных трудных жизненных ситуациях, — улыбается педагог. — Сегодня мои бывшие дети уже доверяют мне своих детей. Скоро уже их внуки ко мне придут учиться".

В школе все как в обычной семье, считает Мария Дернова. Как в любом коллективе, бывают проблемы, ссоры, примирения.

— Но дети на меня если обижаются, то недолго, потому что они знают, что я к ним очень хорошо отношусь, — признается учитель. — Дети — это дети, а ты должна быть добрее и мудрее, после любой конфликтной ситуации просто идти в класс, как будто ничего не произошло. Я педагог не очень строгий и как раз, наверное, своим примером доказываю, что можно быть не очень строгим, но зато дети уходят от тебя с нормальной психикой, с нерасшатанной нервной системой. Уверена, что хорошего результата в педагогике можно добиваться и без "палочной системы". А вообще дети очень хорошо чувствуют, любят их или не любят. Если они чувствуют, что учитель заинтересован, что он их любит, они ему все простят, даже строгость. Нужно просто уважать ребенка как личность, любить, тогда многое получится. Среди педагогов не место равнодушным, нечестным людям.

Кстати, ученики уважают Марию Владимировну не только за гуманное отношение, но и за справедливость. В этом году ее воспитанники признали, что профессия педагога очень трудная. Например, они поняли, насколько сложно бывает поставить человеку оценку, тем более в ситуации, когда от этой оценки очень многое зависит.

— Мне тяжелее всего ставить плохие оценки. Но завышать или занижать оценки не стоит, надо стремиться к тому, чтобы они были справедливые, — считает преподаватель. — А вообще, если ребенок хорошо учится — это еще не значит, что из него вырастет хороший человек.

Говоря об идеальном преподавателе в современной школе, Мария Владимировна отмечает, что это должен быть человек знающий, способный постоянно узнавать новое, поскольку сейчас без этого нельзя.

— То есть, чтобы учить детей, педагогу нужно самому постоянно учиться. В сфере образования постоянно проводятся различные реформы, и учитель должен не только сам адаптироваться к тем или иным изменениям, но и помочь детям к ним адаптироваться, — говорит она.

Главный же профессиональный секрет Марии Дерновой заключается в том, что нужно просто добросовестно работать и делать это с удовольствием.

— Я даже уборку дома не делаю, когда у меня нет на это настроения. На даче тоже не вожусь, если в данный момент желания такого нет. Я все делаю с удовольствием и вообще живу с удовольствием. И преподавать нужно только с удовольствием, ни в коем случае не воспринимать эту работу как каторгу и наказание, — улыбается педагог.

А я вспоминаю фразу Марии Владимировны, сказанную ею в начале нашего разговора: "Все в моей жизни слишком обычно, я обычный человек. Так и напишите: "Обычная биография обычного учителя"...

Побольше бы таких "обычных" людей в педагогике. Потому что это ужасно, когда человек попадает в профессию не по большой любви, не по призванию и всю жизнь тянет ненавистную лямку, мучает себя и окружающих. И нет ничего страшнее, чем "случайные люди" в образовании. Наша героиня — не из таких, и отношение к ней детей и коллег — тому подтверждение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру