БесПЛАТНОЕ образование

Как отразится школьная реформа на жизни воронежских учеников?

В этом году к традиционным волнениям и тревогам родителей школьников прибавилась еще одна: в мае президент подписал законопроект, который полностью поменял систему финансирования бюджетных учреждений. Теперь некоторые государственные школы имеют право проводить платные уроки. «МК» в Воронеже» постарался разобраться, что именно изменится в воронежских школах в связи с реформой.
Как отразится школьная реформа на жизни воронежских учеников?

Буква закона

Еще весной воронежскую общественность всколыхнула шокирующая новость: скоро бесплатными останутся только три предмета – математика, русский язык и физкультура. А за все остальное родителям придется раскошелиться. В некоторых городах России недовольные мамы и папы даже устраивали митинги протеста и писали обращения к властям с просьбой отменить реформу. В столице Черноземья, правда, до подобных радикальных действий так и не дошло, но слухи о «платности» общедоступной ранее школы моментально разлетелись по всему городу. Не помогло даже то, что министр образования Андрей Фурсенко сразу же поспешил переубедить народ: платным среднее образование у нас в стране не станет.
 
Чтобы отделить мифы о новой реформе образования от реальности, мы решили обратиться к первоисточнику. Итак, что же говорит нам буква закона? Согласно новому акту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», все российские школы теперь разделят на три группы: казенные, бюджетные и автономные. Для казенных учреждений области с этого момента будут четко прописаны все статьи затрат: коммунальные услуги, транспортные расходы и канцтовары. Деньги на эти нужды, как и сейчас, будут перечисляться им через казначейство и строго в определенное время, так что использовать средства по своему усмотрению руководство таких учреждений не сможет. Скорее всего, статус «казенных» в регионе получат детские дома, спецшколы и школы при колониях.
 
Бюджетным организациям Воронежа деньги станут выделять в виде субсидий, и здесь уже не будет четкой разбивки по статьям расходов. Разные мелочи, например, оформление кабинета или школьные экскурсии, отдельно оговариваться не будут. Такие бюджетные школы, как и прежде, смогут проводить платные факультативы и дополнительные занятия, но в весьма ограниченном количестве.
 
Автономными же, согласно документу, станут самые сильные и конкурентоспособные организации региона. Они будут обладать наибольшей финансовой свободой: им разрешат не только оказывать платные услуги в большом объеме, но и широко привлекать инвестиции, а также распоряжаться прибылью по своему усмотрению. Например, директор такой школы по своей инициативе сможет платить хорошему педагогу, ученики которого побеждают в олимпиадах, хоть пять окладов одновременно. Естественно, школы из этой группы будут заинтересованы в увеличении платных уроков и, наоборот, в «сокращении» бюджетной программы.
 
Как утверждает господин Фурсенко, у новой реформы налицо одни только плюсы: нововведения помогут навести в школах порядок и уничтожить порочную систему школьных поборов. Теперь с родителей учеников не имеют права взимать плату за учебники или ремонт класса. «В обществе сейчас несколько страхов в связи с законом о бюджетных организациях. Родители волнуются, не придется ли им платить за образование. Могу сказать с уверенностью: нет. А тот, кто все же оплачивает какие-то услуги школы, будет платить меньше. И только за то, что выходит за рамки стандарта», – официально заявляет министр образования. Но воронежские родители остерегаются, что теперь школы постараются увеличить количество «дополнительных» платных предметов, чтобы извлечь максимум прибыли. К примеру, в некоторых подмосковных школах уже с 1 сентября начинаются эксперименты по введению платы за астрономию, музыку и основы безопасности жизни.
 
 
Две стороны одной медали
 
В администрации области нас заверили, что родителям опасаться нечего: новая реформа направлена на совершенствование системы образования, должна придать ей новый импульс для развития. Что же касается платы за уроки, то базовый норматив как был, так и остается полностью финансируемым государством. Подтвердил это и Андрей Фурсенко, который буквально в этот понедельник посетил наш регион с рабочим визитом. Однако в Воронеже далеко не все смотрят на реформу школы оптимистично.
 
Например, Ольга Картавцева, председатель Воронежского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания, считает, что новшества приведут к еще большему расслоению между более обеспеченными городскими и менее обеспеченными сельскими школами:
 
– Хочет школа того или нет, но зарабатывать деньги необходимо. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что далеко не все могут это сделать. Престижным гимназиям и лицеям в этом смысле проще, а вот школам городских окраин и сельским от новой реформы придется несладко. Слишком разные кошельки у родителей в этих учебных заведениях.
 
Светлана Смирнова, директор воронежской гимназии им. Басова, пока коренных изменений в местной системе образования не наблюдает, но к реформе относится также настороженно:
 
– На данный момент никаких нормативных актов и предписаний мы не получали. По крайней мере, нас заверили, что государство по-прежнему продолжит финансировать те обязательные предметы, которые определены стандартом Рособрнадзора. Количество бесплатных часов сократиться не может – это 25 часов для учеников начальных классов и 36 часов для старшеклассников. Факультативы тоже должны проводиться бесплатно. Если же родители пожелают, чтобы их ребенок получил какие-то знания сверх программы, то должны быть готовы заплатить за них. По-моему, это вполне закономерно. Единственное «но»: платные дисциплины не должны дублировать предметы основной программы. Что же касается моего личного мнения, то я категорически против платного среднего образования. Очень часто в несостоятельных семьях растут способные, одаренные детки. И что же, если у их родителей не тугие кошельки, дорога к знаниям им должна быть заказана? Это в высшей степени несправедливо. Напротив, таких одаренных ребятишек надо всячески поддерживать и поощрять, в том числе и материально.
 
По мнению Светланы Михайловны, в любой школе мамы и папы должны обязательно заключить договор на оказание платных образовательных услуг. Кстати, и сейчас все школы имеют право по закону предоставлять услуги на коммерческой основе. Как правило, это различные подготовительные курсы, на которые состоятельные воронежские родители охотно водят своих детей.
 
А простые люди напуганы не на шутку. Маргарита Алексеева, мама четвероклассника, всерьез опасается за будущее своего десятилетнего сына.
 
– Мы пока еще относимся к начальной школе, и перед началом учебного года педагоги заверили нас, что платить ни за какие предметы мы не будем. Но начиная с пятого класса в нашей программе появятся те самые дополнительные дисциплины «сверх нормы», за которые придется выложить средства из собственного кошелька. Вот говорят, что родителям предоставят выбор: не хочешь, чтобы твой ребенок изучал второй иностранный язык – не плати. Но все знают, что на деле это будет выглядеть совсем по-другому. Скорее всего, перед родителями поставят что-то вроде ультиматума: или води чадо на дополнительные занятия, или ЕГЭ оно не сдаст.
 
Что же получается? Престижные лицеи и гимназии от этого закона только выиграют: как закупали раньше высокотехнологичное оборудование, так и будут закупать, только в еще большем объеме. А сельские школы и школы городских окраин так и будут «плестись в хвосте» и вести борьбу за существование с переменным успехом. А между тем почти тридцать процентов воронежских школ уже сейчас относятся к группе риска, так как в них обучается меньше 400 человек. И еще один момент, волнующий меня лично как маму трехлетнего малыша, который через несколько лет тоже пойдет в школу: если мой ребенок растет одаренным, но семейный бюджет не позволяет мне платить за его всестороннее развитие довольно-таки внушительные суммы, он останется неучем? А его менее способный сверстник, у которого родители-толстосумы, получит хорошее образование. Не обернется ли новая реформа еще одним экспериментом над нашими детьми?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру