"Прошедшее лето установило новый негативный рекорд: площадь арктических льдов оказалась меньше, чем в любое другое лето за весь период наших спутниковых наблюдений., начиная с 1979 года, говорит климатолог Уолт Майер из Национального центра данных о снеге и льде в США. - Причем намного меньше - предыдущий негативный рекорд, зарегистрированный 5 лет назад, превзойден сразу на 20 процентов. Это очень значительная потеря льда, и она подчеркивает наблюдаемую нами общую тенденцию: в последние годы площадь арктических льдов сокращается все быстрее".
Ясно, что этим обстоятельством воспользовались туристические компании и предлагают теперь морские круизы в полярные регионы.
Количество круизных судов в этих краях стремительно растет. "Только в этом году в исландские порты заходило от 80 до 100 крупных круизных судов, отмечает генеральный директор Службы береговой охраны Исландии Георг Лауруссон. - Большинство из них направляется отсюда еще дальше на север. Одни берут курс на Гренландию и посещают там мелкие фьорды, несмотря на то, что многие из этих фьордов гидрографически не изучены, там порой даже карт надежных нет. Другие суда плывут к архипелагу Шпицберген. А ведь на каждом судне от 100 до 4000 пассажиров!".
Все это - в регионе с крайне суровыми погодными условиями, где площадь льдов хоть и сокращается, зато их поведение становится все менее предсказуемыми, что существенно затрудняет судоходство. Вот почему Йенс Бойе из государственного гренландского пароходства Royal Arctic Line, как и многие другие эксперты, ратует за скорейшее принятие своего рода "полярного кодекса" - нормативного документа, обязательного для всех судов, заходящих в воды Северного ледовитого океана. Над созданием такого свода правил работает сейчас Международная морская организация ООН. Цель - регламентировать конструкцию судов, и системы безопасности на борту, и квалификацию команды.
Однако переговоры идут непросто. Между тем, именно для круизных судов "кодекс" имел бы важное значение. "Айсберги не опасны, говорит Бойе. Но даже самый большой айсберг постепенно тает и в какой-то момент становится размером не больше стандартного коттеджа, причем практически полностью скрывается под водой. Если вы специально не обучены распознавать такие айсберги, вы его просто не заметите и протараните. И если ваше судно недостаточно прочное, катастрофа неминуема".
И что самое страшное, при подобном кораблекрушении шансы на спасение людей равны нулю, пишет Deutsche Welle. К примеру, если у восточного побережья Гренландии произойдет крушение судна, помощи людям ждать будет просто неоткуда: ближайшие службы спасения - в Исландии. Ни исландская береговая охрана, ни датские военные корабли, патрулирующие у берегов Гренландии, не имеют ни персонала, ни технических средств для того, чтобы в считанные минуты вытащить из ледяной воды сотни, если не тысячи человеческих жизней".