На юге России найдены останки «дракона»

Под Саратовом были обнаружены кости летающих ящеров-птерозавров

Исследователи факультета экологии и сервиса СГТУ во время полевых работ обнаружили в верхнемеловых отложениях южной части саратовского правобережья кости летающих ящеров-птерозавров. Это самые крупные летающие сознания на нашей планете, обитавшие в конце мелового периода. Размах их крыльев превышал 10 метров.

Под Саратовом были обнаружены кости летающих ящеров-птерозавров
Иллюстрация с сайта foto.mail.ru.

По мнению ведущего российского специалиста по птерозаврам профессора Александра Аверьянова (Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург), найденные кости относятся к представителям семейства аждархид.

- Аждархиды медленно парили над водной поверхностью озер, рек и морей, высматривая рыбу, плавающую на небольшой глубине. Их нижняя челюсть имела винтовой сустав, как упеликанов, у которых также есть горловой мешок. Винтовой сустав раздвигает нижнюю челюсть и мешок. Когда пеликаны раскрывают клюв, образуется «сачок» для ловли рыбы.Возможно, такое же приспособление было и у аждархид. Они ловили добычу в горловой мешок, после чего резко запрокидывали голову и проглатывали улов. Ранее из Саратовской области был описан представитель аждархид - Volgadraco bogolubovi («Волжский дракон Боголюбова»). Размах его крыльев достигал 5-6 метров.

Кроме того, ученые также нашли кости морских рептилий плезиозавров, мозазавров и черепах. Находки были сделаны доцентом кафедры ГИГ ФЭС Максимом Архангельским и участником исследовательской группы «Искатели» Сергеем Меркуловым. Напомним, что ранее Архангельский описал новый вид морского динозавра названного им Leninia stellans ("Звездный Ленин").  В ближайшее время работы по сбору ископаемых остатков мезозойских рептилий будут продолжены.

Знаниям Аверьянова об аждархидах противоречат новые данные. Долгое время считалось, что аждархиды были водными хищниками, которые хватали из воды рыбу подобно чайкам и пеликанам. Однако благодаря новому анализу их анатомии, распространения и отпечатков лап ученые предположили, что, вероятнее всего, аждархиды были наземными хищниками. Подходящей добычей для них могли быть даже мелкие динозавры размером с лисицу – ведь у аждархидов были очень широкие челюсти.

Аждархиды жили в период с 230 млн до 65 млн лет назад. Особи самых крупных по размеру видов семейства – например, Quetzalcoatlus northropi, – были ростом с жирафа (см. иллюстрацию выше).

Марк Уиттон и Даррен Нэйш из Портсмутского университета (США) сравнили ископаемые останки аждархид с современными птицами и выявили поразительные различия между теми, кто хватает добычу на лету, и теми, кто ищет пропитание, вышагивая по болоту.

Источники: temasaratov.ru, nversia.ru, sovetov.su, inopressa.ru.