Космический «секс-эксперимент» с гекконами провален

В космическом биоспутнике «Фотон-М4», вернувшемся на Землю не оказалось ни одной живой ящерицы

Все пять гекконов, которые были отправлены в космическое путешествие на спутнике «Фотон-М4», погибли. Об этом сообщил «МК» заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Владимир СЫЧЕВ.

Вместо 60 суток, как было запланировано, «Фотон» отлетал только 43. 1 сентября спутник приземлился в Оренбургской области, где его ждали ученые, надеявшиеся на положительные результаты. Посадку аппарата даже прокомментировал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем микроблоге в Twitter: «Фотон-М» и его веселый экипаж вернулись на Землю». Однако после открытия капсул с животными, выяснилось, что не все они были веселы.

- К сожалению, все гекконы погибли из-за отказавшей аппаратуры, которая не поддерживала необходимой температуры на борту. Она колебалась от +22 до +15 градусов, хотя тропические ящерицы любят более теплую среду. При низких температурах они не могут даже переваривать пищу, - прокомментировал Владимир Сычев. - Срок полета спутника определялся реально выполненной научной программой. Поскольку остальные эксперименты были выполнены, не имело смысла больше держать спутник на орбите, и потому он был спущен на Землю.

Напомним, что целью ученых было получение потомства гекконов. Вскрыв же контейнеры в оренбургской лаборатории, специалисты не обнаружили не только приплода, но и не одного живого «родоначальника».

Что касается остальных экспериментов «Фотона», они выполнены, специалисты результатами довольны.

- Мушки -дрозофилы дали несколько поколений во время полета, сейчас мы пока не можем сказать сколько, - говорит Сычев. - У нас запланировано с ними несколько экспериментов. Также нормально перенесли путешествие семена и микроорганизмы.

Напомним, что биоспутник «Фотон-М4» был выведен на земную орбиту с Байконура 19 июля. Вскоре связь с ним была нарушена, — аппарат не принимал команды с Земли. Связь удалось восстановить 26 июля. Биологическая часть миссии «Фотон-М» включала в себя восемь экспериментов. Самыми крупными животными на спутнике были пять 10-сантиметровых гекконов. Ученые хотели проверить, как влияет невесомость на половое поведение ящериц и развитие их эмбрионов.