Ученые окончательно пересчитали все озера Земли

Исследователи разглядели при помощи спутника целое море новых озер

Сколько озер во всем мире? Новое исследование Университета Упсалы (Швеция) дает окончательный ответ: около 117 миллионов озер, занимающих почти четыре процента поверхности суши. В расчет не брались ледники Гренландии и Антарктиды, сообщается на официальном сайте университета Упсалы (Uppsala University).

Исследователи разглядели при помощи спутника целое море новых озер
Озеро в горах Северной Осетии. Караугом. Фото: dmitralex.ru.

"Если мы хотим делать реалистичные оценки различных процессов в озерах, скажем, их вклада в глобальное потепление, то нам просто необходима хорошая карта озер. Теперь она у нас есть. И она серьезно отличается расчетами, ранее сделанными относительно числа и размеров озер Земли", говорит Ларс Трэнвик, профессор лимнологии в университете Упсалы.

Его исследовательская группа разработала метод нахождения озер размером до 0,2 га, что эквивалентно примерно четверти футбольного поля. Новый метод был использован при анализе спутниковых снимков всей планеты с целью обнаружения и документирования размеров и форм озер.

Все озера мира впервые подсчитываются с помощью надежного метода, уверены ученые.

Для чего ученым нужно знать, сколько на Земле озер?

Многие исследовательские группы, в том числе и команда самого Ларса Трэнвика, изучают роль озер в циркуляции различных веществ в природе. Кроме того, ученые исследуют то, как микроорганизмы превращают органические соединения в углекислый газ и метан, которые затем выделяются в атмосферу.

Выяснилось, что озера вносят значительный вклад в эти процессы.

"Нам нужно знать не только как функционируют молекулы и микроорганизмы, но и общий глобальный эффект. До сих пор оценки глобальных процессов были основаны на ненадежных методах, в которых учитывались лишь локальные вещи", говорит ведущий автор изыскания Чарльз Верпуртер.

"Пограничная область между землей и водой - важная зона для многих процессов. Новое исследование говорит нам о том, что берега озер всего мира имеют протяженность в 250 длин экватора".

Чарльз Верпуртер отмечает, что было нелегко разработать метод, который автоматически идентифицирует все озера при получении изображений со спутника.

"Проблема состояла в том, чтобы заставить спутник различать окружающую растительность, облака, горные тени и другие вещи, которые могут быть приняты за водные поверхности", говорит он.

Тиит Кутсер, эксперт из эстонского Морского Института в Таллинне, был также частью исследовательской группы:

"Теперь мы знаем расположение, форму и размер всех 117 000 000 озер мира величиной вплоть до пятой части гектара. Мы считаем, что наша база данных в будущем будет расти по мере накопления информации о прилегающих землях, данных гидрологии и других вещей. Все это поможет лучше понять различные водные объекты и то, как они способствуют производству метана".