Органы свиней генетики адаптировали для пересадки людям

Первые зародыши с донорскими органами увидят свет в будущем году

Исследователи заявляют, что отныне они научились умерщвлять опасные вирусы из ДНК любых животных, чьи органы можно будет применять при трансплантации. Генетики из США научились изменять донорские органы свиней с той целью, чтобы они прижились в человеческом организме без негативных последствий. Американцы, можно сказать, сделали органы свиней полностью безопасными и невидимыми для иммунной системы человека, путем удаления из них разрушительные следы ретровирусов с помощью геномного редактора CRISPR. О своих трудах ученые рассказывают в журнале «Science».

Первые зародыши с донорскими органами увидят свет в будущем году

Бригада специалистов из Гарварда под руководством профессора Джорджа Чёрча придумала новую методику под названием CRISPR. Ноу-хау влияет на свиное ДНК таким образом, что последнее почти чудом превращается в целиком и полностью аналогичное человеческой ДНК.

Гарвардцы обещают, что при удачных результатах их исследования в будущем можно будет решить проблему дефицита органов для пересадки людям. Но еще пройдет много лет до счастливого момента выведения самых первых специальных свинок-доноров.

При помощи уникальной новейшей методики медики отредактируют и «уберут» те участки свиной ДНК, которые несут реальную угрозу для людей. Например, биологи-экспериментаторы деактивировали ретровирус, «поселившийся» в свином геноме миллионы лет тому назад. Он считается для нас с вами потенциально опасным.

При помощи своей новой методики CRISPR ученые убрали из генома свиней 62 версии ретровируса.

Чёрч и его исследовательская бригада сообщают, что их CRISPR-система смогла «стереть» в клетки свиной почки все гены эндогенного ретровируса. После этого вероятность того, что клетки свиньи заразят человеческие снизилась на тысячу порядков.

В настоящее время ученых разных стран стараются «породить» генетически модифицированных животных, ткани которых не могли бы спровоцировать мощного иммунного отторжения.

Тем не менее, клетки свиней несут с собой еще одну опасность. В их геноме имеется множество копий эндогенного свиного ретровируса (PERV), способного плодить вирусные частицы, заражающие ткани людей.

Исследователи теперь намерены в наступающем 2016 году получить уже такой эмбрион свиньи, который не только будет избавлен от вируса, но и станет оптимально толерантным к иммунитету людей.