В склонности людей к курению и депрессиям генетики обвинили неандертальцев

Многие гены, приносившие пользу десятки тысячелетий назад, в изменившемся мире показывают себя иначе

Эволюционные генетики, представляющие Университет Вандербильта, обнаружили, что гены, передавшиеся ныне живущим людям от неандертальцев связаны с такими негативными явлениями, как склонность к депрессии и некоторые кожные заболевания, а также рядом других проблем.

Когда предки современных людей переселились в Евразию, они некоторое время сосуществовали с неандертальцами и, поскольку два вида ещё недостаточно отдалились друг от друга, чтобы не иметь возможности оставлять общее потомство, порой скрещивались. Ещё в 2010 году учёные выяснили, что в результате сегодня любой человек европейского или азиатского происхождения несёт в себе от 1 до 4 процентов генов, унаследованных от неандертальцев. С тех пор было выдвинуто немало версий относительно того, какое именно влияние оказали эти гены на людей. В частности, специалисты находили свидетельства того, что от неандертальцев значительная часть человечества унаследовала некоторые особенности метаболизма и склонность к определённым видам аллергии.

Новое довольно масштабное исследование, опубликованное в журнале Science, позволяет увидеть более широкую картину. Специалисты получили доступ к истории болезней 28 тысяч современных людей и сопоставили эти данные с накопленной на сегодняшний день информацией на неандертальцев. Как оказалось, влияние генов неандертальцев может быть значительно большим, чем считается на сегодняшний день. Как показало исследование, они, в том числе, связаны с рядом иммунологических, дерматологических, неврологических и психических заболеваний, а также болезней, связанных с половой системой, передаёт Phys.org.

Одной из наиболее непростых задач для специалистов было изучения влияния генов неандертальцев на особенности развития головного мозга, однако учёным удалось найти несколько закономерностей. Во-первых, как выяснилось, эти гены повышают риск никотиновой зависимости и депрессии (впрочем, некоторые гены неандертальцев вероятность депрессии, напротив, снижали).

Среди других особенностей, обнаруженных учёными, можно отметить тот факт, что гены неандертальцев увеличивают скорость свёртывания крови. В прошлом это, как и многие другие подобные особенности, могло быть действительно полезно, поскольку позволяло ранам быстрее заживать и препятствовало попаданию инфекции. Однако 40 тысяч лет спустя польза от этого сведена к минимуму, при том что в целом для здоровья полезнее была бы несколько более медленная свёртываемость.