Психологи назвали шесть компонентов идеального извинения

В совокупности они максимально увеличивают шанс быть прощенным

Группа специалистов, представляющая Университет штата Огайо, представила свой рецепт идеального извинения, включающий в себя шесть составляющих. По словам исследователей, чем больше из обнаруженных компонентов использует человек, пытаясь извиниться, тем убедительнее будут смотреться его слова и тем выше его шансы заслужить прощение.

В совокупности они максимально увеличивают шанс быть прощенным

Первым компонентом идеального извинения психологи назвали выражение сожаления. Вторым необходимым элементом оказалось самостоятельное объяснение, что именно извиняющийся сделал не так. Третьей составляющей оказалось принятие ответственности за содеянное. Четвёртый компонент — добровольность признания. Пятой чертой идеального извинения является предложение самому исправить ситуацию. Наконец, шестой составляющей является, собственно, просьба о прощении.

Основным элементом извинения, по мнению учёных, являются признание личной ответственности. Второй по значимости оказалась готовность исправить ошибку, а наименее важной, как ни парадоксально, — сама просьба о прощении. Однако «идеальное» извинение, по словам психологов, по возможности должно содержать в себе все компоненты.

Свой «рецепт» исследователи проверили в ходе исследования, в котором приняли участие 744 человека. Для участия в первой части эксперимента специалисты пригласили 333 человека, каждый из которых должен был представить себя в роли менеджера по набору персонала. В этом качестве они должны были представить себе письменные извинения людей, вносивших заведомо ложные данные в налоговые декларации, и оценить по пятибалльной шкале, сколь убедительными эти извинения бы им показались, если бы в них содержался один, три, или все шесть вышеописанных компонентов.

Во второй части эксперимента 422 студентам предложили сыграть ту же роль, но ознакомиться с «настоящими» письменными извинениями, содержащими от одного до шести компонентов в разнообразных комбинациях. В обоих экспериментах половина участников представляла, что причиной ошибки извиняющегося была некомпетентность, а другая — что он действовал умышлено. Участники с большей вероятностью прощали тех, кто совершал ошибку по незнанию, однако в обоих случаях все шесть компонентов могли играть роль, и соотношение их эффективности не изменялось.

Учёные допускают, что их «рецепт» идеального извинения, испытанный на извинениях письменных, может в первую очередь подходить именно для них. При личном общении могут быть важны некоторые дополнительные нюансы, включая искренность тона и зрительный контакт.

О своём исследовании специалисты сообщили на страницах научного журнала Negotiation and Conflict Management Research.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру