Пребывание в космосе оказалось губительно для печени

К такому выводу ученые пришли, осмотрев вернувшихся с орбиты мышей

Лабораторные мыши, которые провели всего две недели в невесомости на борту американского шаттла «Атлантис», вернулись на Землю с ранними признаками повреждений печени. Как заявляют ученые, представляющие Университет Колорадо в Аншутце, подобные результаты могут поставить под сомнение готовность человечества к пилотируемому полету на Марс.

К такому выводу ученые пришли, осмотрев вернувшихся с орбиты мышей

Как сообщает руководитель группы исследователей Карен Йоншер, ранее учёным доводилось фиксировать у людей, возвращавшихся с орбиты, симптомы, отчасти напоминающие признаки диабета. Однако вскоре после возвращения здоровье астронавтов, как правило, приходило в норму, поэтому чрезмерно большого внимания этому до сих пор не уделялось, передаёт sciencedaily.com

На борту шаттла мыши провели 13,5 дня, после чего специалисты взяли образцы печени грызунов для изучения. Как выяснилось, полёт по не вполне понятной на данный момент причине спровоцировал активизацию определённых клеток. Деятельность этих клеток в перспективе могла бы привести к появлению на печени внутренних шрамов и другим долгосрочным негативным последствиям для этого органа. В печени накопилось большое количество жиров и снизилось содержание ретинола, выполняющего у грызунов функцию витамина А. Помимо этого, были зафиксированы изменения в работе генов, ответственных за сжигание жира, и даже обнаружены процессы, которые можно трактовать как ранние признаки фиброза. Специалисты также обнаружили снижение мышечной массы животных.

Исследователи подчёркивают, что ущерб для здоровья, сопоставимый с зафиксированным в результате эксперимента, на Земле мог бы стать результатом месяцев или даже лет неправильной диеты для мышей. Поэтому ранние признаки фиброза при сбалансированном питании после неполных двух недель в космосе представляют собой довольно тревожный знак, заявляет Карен Йоншер. В перспективе специалисты рассчитывают изучить печень мышей, дольше пробывших в невесомости, чтобы понять, запускает ли организм какие-либо процессы для сопротивления негативным изменениям, или же со временем ситуация лишь усугубляется. Также с помощью дополнительных исследований специалисты надеются проверить, стало ли повреждение печение именно результатом нахождения в невесомости, или некоторую роль в этом сыграл пережитый мышами стресс во время взлёта и посадки.

Научная работа, составленная по результатам исследования, опубликована в журнале PLOS ONE.