Обнаружены следы столкновения Луны с гигантским «зародышем» планеты

Оно произошло 3,8 миллиарда лет назад

Когда Солнечная система была ещё относительно молода, на поверхность Луны упало весьма крупное космическое тело, которое, по всей вероятностью, являлось протопланетой. В результате столкновения возникла одна из самых крупных деталей рельефа спутника — так называемого Моря Дождей, диаметр территории которого достигает 1 250 километров, а площадь — 829 тысяч квадратных километров. К таким выводам пришла группа исследователей под руководством Питера Шульца из Брауновского университета.

Оно произошло 3,8 миллиарда лет назад

Море Дождей расположено в северо-западной части «видимой» стороны Луны, и с Земли выглядит крупным тёмным пятном на поверхности спутника, «правого глаза» лица, которое при небольшой фантазии можно угадать в лунных очертаниях. Как и другие лунные моря, называется оно так скорее традиционно, и водой не заполнено (хотя в прошлом, судя по всему, было залито лавой).

Как выяснили учёные, огромный кратер и многочисленные углубления вокруг него сформировались в результате падения космического объекта диаметром в около 250 километров. О том, что именно некое небесное тело оставило столь заметный след на Луне, было известно и ранее, однако предполагалось, что его размер был в два, а масса — примерно в 10 раз меньше, чем предполагают новые оценки. Таким образом, как утверждают учёные, на Луну упал не просто весьма крупный астероид, а объект, которым можно было бы назвать «зародышем» планеты. После столкновения от протопланеты откололись небольшие фрагменты, которые также при падении на Луну оставили кратеры, пусть и значительно меньшие по размеру.

В прошлом оценки размеров небесного тела, образовавшего Море Дождей, оценивалось на основании компьютерного моделирования, однако в своём исследовании специалисты опробовали другой подход: они расстреливали поверхность из четырёхметровой пушки небольшими снарядами, разгоняющимися до 25,7 километра в час, а результат фиксировался с помощью видеокамеры, способной снимать весьма значительное количество кадров в секунду. Лишь потом учёные прибегли к компьютерному моделированию, чтобы доказать, что их эксперимент достоверно «воспроизводит» события, произошедшие на Луне примерно 3,8 миллиарда лет назад.

Стоит отметить, что, по наиболее популярной на сегодняшний день версии, масштабным космическим столкновениям Луна обязана не только рельефом, но и самим фактом существования — спутник появился из фрагмента самой Земли, «отколовшегося» ещё на этапе её формирования после столкновения с другим огромным объектом.