Математики поставили точку в трехсотлетнем споре о природе человеческой ненависти

Склонность людей к насилию объяснили в первую очередь их природой, а не влиянием цивилизации

В философский спор, ведущийся, по меньшей мере, со времен Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо, неожиданно вмешались математики. Специалисты из Испании задались вопросом, является ли склонность людей к жестокостью и насилию, порой доходящая до убийства себе подобных, частью природы человека как биологического вида или же своего рода побочным эффектом развития цивилизации. По мнению учёных, ближе к истине оказался первый вариант, хотя полученные ими результаты можно трактовать и в другом ключе.

Первоначально исследователи под руководством Маркоса Мендеса из университета Мадрида высказали предположение, что если люди в прошлом были «благородными дикарями», которых впоследствии испортила цивилизация, то человекообразные обезьяны должны быть добрее прочих млекопитающих, ведь они генетически близки к людям, но по-настоящему сложных сообществ, не создавали. Если же ближайших «родственников» людей также сжигает ненависть, её можно считать частью человеческой природы, а развитие цивилизации — напротив, процессом, сделавшим человека добрее, чем он был изначально.

Исследователи проанализировали информацию о более чем четырех миллионах случаев смертей людей, человекообразных приматов, а также других животных, как живущих сегодня, так и существовавших в доисторические времена. Всего исследователи собрали информацию о 1 024 биологических видах из 137 семейств. Как выяснилось, в целом млекопитающие крайне редко убивают себе подобных — лишь 0,3 процента от всех их смертей происходят по этой причине. Однако древние люди, человекоподобные обезьяны и их общие предки на этом фоне отличались большей жестокостью — насильственной смертью от собственных же собратьев среди них погибали 2 процента, 1,8 процента и 2,3 процента соответственно. По мнению исследователей, это свидетельствует в пользу того, что повышенная агрессивность представляет собой черту, сформировавшуюся у людей в процессе эволюции и задолго до появления цивилизации в современном понимании этого слова.

Впрочем, цивилизация, судя по собранным специалистами данным, далеко не сразу сделала человека добрее: на сравнительно ранних этапах её становления насильственными были едва ли не треть всех смертей. Однако в долгосрочной перспективе, как уверяют специалисты, прогресс сделал человека менее агрессивным, чем в далёком прошлом ему диктовала природа.

Хотя работа учёных опубликована в престижном научном журнале Nature, не все эксперты сочли аргументы её авторов достаточно убедительными. В частности, некоторые специалисты выразили сомнение в том, что сегодня возможно собрать достоверную статистику о проценте насильственных смертей среди древних людей и вымерших животных, а тем более — объективно сравнить её со статистикой современной.