Нобелевскую премию присудили за прорыв в лазерной физике

Награду поделят на троих, но не поровну

Королевская Шведская академия наук огласила во вторник, 2 октября, имена лауреатов Нобелевской премии по физике. Церемонию оглашения неожиданно отодвинули на несколько минут, добавив нервозности для публики, тут же бросившейся в предположения: неужели в последний момент возникли какие-то проблемы? Но вот имена объявлены: лауреатами-2018 стали Артур Ашкин (США), а также Жерар Муру и Донна Стрикленд – за «поворотные изобретения в сфере лазерной физики». Это решение позволило изменить нобелевскую статистику по возрастному и гендерному показателям.

Награду поделят на троих, но не поровну

Награда будет поделена на троих лауреатов, но не поровну. Половину премии получит Артур Ашкин, а вторую половину поделят между собой Жерар Муру и Донна Стрикленд.

Артуру Ашкину уже 96 лет! Он известен как пионер в области создания оптических ловушек, развитие которой привело к управлению атомами, молекулами, и биологическими клетками. И Нобелевская премия по физике за 2018 год присуждена ему за «оптические пинцеты и их применение в биологических системах».

Оптический пинцет («оптическая ловушка») – это инструмент, который позволяет манипулировать микроскопическими объектами с помощью лазерного света, измеряет расстояния от нескольких нанометров до микронов. Такие инструменты используют, например, в биофизике для изучения структуры и принципа работы белков. Между прочим, американский ученый-экспериментатор Стивен Чу развил метод Ашкина для охлаждения атомов в оптической ловушке – и это привело его к получению в 1997 году Нобелевской премии по физике. Теперь же награда нашла и самого Артура Ашкина.

Двум другим награжденным «Нобеля» – 74-летнему французу Жерару Муру и канадке Донне Стрикленд – решили дать за «их метод получения высокоинтенсивных, ультракоротких оптических импульсов».

Фото: twitter.com/claranellist

Как водится, в преддверии Нобелевской недели в СМИ и научных ресурсах обсуждаются вероятные лауреаты премии по физике. Так, независимая аналитическая компания Clarivate Analytics, основываясь на цитируемости научных работ, предполагает, что выбор мог пасть, например, на американских ученых Дэвида Авшалома (David Awschalom) и Артура Госсара (Arthur Gossard), чьи труды по изучению спин-эффекта Холла помогают понять, как электроны действуют под влиянием магнитных полей. Среди вероятных кандидатов названа и американская астрофизик Сандра Фабер (Sandra Faber) за вклад в изучение космологии и понимание темной материи. Также в топ-тройку возможных нобелевцев попали Юрий Гогоци (Yury Gogotsi) из университета Дрекселя (Филадельфия, США), Родни С. Руофф из Ульсанского национального научно-технологического института (Южная Корея) и Патрис Симон из университета Поль Сабатье (Тулуза III, Франция) за открытия, ведущие к пониманию и развитию углеродных материалов. Упомянутый выше Юрий Георгиевич Гогоци хотя и обозначен как американский ученый, родился в 1961 году в СССР в Киеве, так что в некотором смысле может считаться нашим соотечественником.

Если уж говорить о соотечественниках, то с некоторой натяжкой можно назвать им и нынешнего лауреата – Жерара Муру. Несколько лет назад по программе грантов правительства РФ для господдержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах, ученый был приглашён на работу в Нижегородский государственный университет.

В прошлом несколько наших соотечественников получили Нобелевскую премию по физике. В 1958 г. награду присудили трем советским ученым: Павлу Черенкову, Илье Франку и Игорю Тамму. В 1962 г. лауреатом стал Лев Ландау, а двумя годами позже – Николай Басов и Александр Прохоров. В 1978 г. Нобелевскую премию по физике дали Петру Капице. В 2000 г. лауреатом стал российский ученый Жорес Алферов. В 2003 г. нобелевская премия досталась Алексею Абрикосову и Виталию Гинзбургу. И в 2010 г. награду присудили работающим на Западе нашим соотечественникам Андрею Гейму и Константину Новосёлову.

Всего с 1901 по 2017 год Нобелевская премия по физике присуждалась 111 раз, при этом только в 47 случаях награда доставалась единственному лауреату, в других же случаях ее делили между несколькими учеными. Таким образом за все время премию получили 206 человека – и среди них американец Джон Бардин, ставший единственным в истории нобелевским лауреатом по физике дважды (сначала он получил премию совместно с Уильямом Брэдфордом Шокли и Уолтером Браттейном в 1956 году, а потом, в 1972 г. Бардин был награжден вместе с Леоном Нилом Купером и Джоном Робертом Шриффером за основополагающую теорию обычных сверхпроводников).

Несмотря на то, что нобелевцами по физике стали более 200 ученых, награда остается по преимуществу «мужской» – ведь ее лауреатами до последнего времени были лишь две женщины: Мари Кюри (она, кстати, получила не только премию по физике в 1903 году, но также и Нобелевскую награду по химии в 1911 г.) и Мария Гёпперт-Майер, награжденная совместно с Хансом Йенсеномв 1963 г. «за открытия касающиеся оболочечной структуры ядра». Теперь же с награждением Донны Стрикленд женского полку среди нобелевцев-физиков прибыло!

Средний возраст лауреатов Нобелевской премии по физике составляет 55 лет. При этом самым юным лауреатом в этой номинации оказался 25-летний Лоуренс Брэгг из Австралии, получивший премию в 1915 году вместе со своим отцом Уильямом Генри Брэггом за заслуги в исследовании кристаллов с помощью рентгеновских лучей. Самый же пожилой из нобелевцев-физиков – Раймонд Дэвис-младший, которому на момент присуждения в 2002 году премии «за создание нейтринной астрономии» было 88 лет. Но принятое в 2018 году решение наградить 96-летнего Артура Ашкина лишила этого «патриарха» лавров самого возрастного из лауреатов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру