Ученые приблизились к созданию средства, позволяющего курить без вреда для здоровья

Они обнаружили белок, который нейтрализует рост раковых клеток, восприимчивых к никотину

Белок, способный уничтожать рак легких и компенсировать вред от курения, нашли специалисты Института биоорганической химии РАН и МФТИ. При обработке раковых клеток водорастворимой модификацией белка Lynх1 (он вырабатывается организмами млекопитающих) происходит остановка деления клеток карциномы легкого и впоследствии их гибель.

К сведению, раковые клетки могут ловко уворачиваться от молекул организма, запускающих их уничтожение, часто они вырабатывают вещества, которые делают опухоль невидимой для таких молекул.

Как сообщили в МФТИ, ученые решили найти эти вещества и попытаться воздействовать прямо на них. Они обратили внимание на так называемые никотиновые ацетилхолиновые рецепторы (нАХР), которые отвечают за передачу нервных сигналов. Некоторые их модификации были найдены и в раковых клетках, восприимчивых к никотину и, как выяснилось, являлись их главными помощниками в росте.

Для того чтобы остановить развитие опухолевых клеток, ученые решили использовать белок, способный изменять их нервные рецепторы. Им оказался Lynх1, обнаруженный в ткани легкого. При раке легкого наблюдалось снижение выработки белка Lynх1, а его искусственное увеличение приводило к торможению роста опухолевых клеток. Ученые предложили воздействовать на раковые клетки водорастворимым аналогом белка Lynx1.

Эксперимент подтвердил гипотезу специалистов. Добавление Lynx1 к клеткам карциномы легкого существенно снизило их количество спустя 72 часа. Кроме того, оказалось, что добавление этого же белка отменяет эффект никотина, стимулирующий рост раковых клеток.

Исследование еще продолжается. Если оно подтвердит эффективность использования белка Lynx1, то на его основе в будущем можно создать средство, защищающее курильщиков от развития рака легких и других опухолей, связанных с никотином.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28049 от 15 августа 2019