В Калининградской области впервые обнаружили печать Владимира Мономаха

Сотрудники Института археологии Российской академии наук (ИА РАН) обнаружили печать Владимира Мономаха, совершая раскопки средневекового прусского селища под названием Привольное-1 в Калининградской области. Об этом в среду, 10 августа, сообщила пресс-служба организации. По мнению археологов, эта находка является доказательством наличия культурных и политических связей между жителями поселения и Древней Русью в 12-м веке.

Памятник «Селище Привольное-1» был открыт в 2016 году экспедицией Института археологии РАН. Исследователям удалось установить, что в этом месте с 11-го по начало 13-го века располагалось прусское поселение, жители которого торговали с регионами как Западной, так и Восточной Европы.

«Найденная великокняжеская печать, а также обнаруженная в 2016 году на этом же селище печать внука Мономаха, князя Всеволода Мстиславича, говорят о том, что в Средневековье между пруссами и Древней Русью существовали связи, далеко выходящие за рамки обычных торговых отношений, — подчеркнул научный сотрудник ИА РАН Ярослав Прасолов. — Такими печатями скрепляли важные государственные и дипломатические документы, они были адресованы людям, занимавшим высокое положение в средневековом обществе пруссов». Ученый добавил, что подобные находки свидетельствуют о тесных контактах между разными народами в 12-м веке и открывают новую главу в истории региона.

Согласно информации, полученной от археологов, на лицевой стороне печати находится погрудное изображение святого Василия Кесарийского — это небесный  покровитель киевского князя. На обратной стороне печати есть надпись, которую исследователи расшифровали как «Господи помоги рабу твоему Василию» (орфография первоисточника сохранена).

Ранее «МК» сообщил о том, как собака по кличке Кайтус (Kajtuś) нашла самый большой клад Польши за последнее столетие. Сокровища были откопаны ею во время прогулки, которую домашний питомец совершал вместе со своим хозяином недалеко от города Валбжих (Wałbrzych — это один из важнейших центров Нижнесилезского воеводства, который до Второй мировой войны был известен под немецким названием Вальденбург). Клад был закопан в глиняном горшке, его-то и откопал пес Кайтус.