Мировой рекордный скачок температуры в Антарктике назвали катастрофой: предвестник страшной угрозы

Полярные исследователи с трудом подбирают слова, чтобы описать его

Ученые исследовательской станции Конкордия на восточно-Антарктическом плато зафиксировали 18 марта 2022 года замечательное событие. Они зарегистрировали самый большой скачок температуры, когда-либо измерявшийся метеорологическим центром на Земле. Согласно их приборам, температура в регионе в тот день поднялась на 38,5°C выше среднего сезонного значения, что является мировым рекордом.

Полярные исследователи с трудом подбирают слова, чтобы описать его

Этот поразительный скачок – в самом холодном месте на планете – заставил полярных исследователей с трудом подобрать слова, чтобы описать его. “Это просто ошеломляет, - признает профессор Майкл Мередит, научный руководитель Британской антарктической службы. – При минусовых температурах такой резкий скачок вполне терпим, но если бы сейчас в Великобритании было повышение на 40 градусов, температура в весенний день превысила бы 50 градусов, а это было бы смертельно для населения”.

Как пишет The Observer, это изумление разделил профессор-гляциолог Мартин Зигерт из Университета Эксетера. “Никто в нашем сообществе не думал, что нечто подобное когда-либо может произойти. Это экстраординарно и вызывает серьезную озабоченность, - сказал он The Observer. – Сейчас нам приходится бороться с чем-то совершенно беспрецедентным”.

По словам ученых, полярные ветры, которые ранее почти не проникали в атмосферу над Антарктидой, теперь переносят все больше теплого и влажного воздуха из более низких широт, включая Австралию, вглубь континента, и именно они стали причиной сильной полярной “волны тепла”, обрушившейся на Конкордию. Однако пока неясно, почему именно эти течения теперь способны проникать так глубоко в воздушное пространство континента.

Ученые обнаружили, что это резкое повышение температуры не было единичным событием. За последние два года они были завалены растущим числом сообщений о тревожных метеорологических аномалиях на континенте. Ледники, граничащие с западно-Антарктическим ледяным щитом, все быстрее сбрасывают свою массу в океан, в то время как уровень морского льда, который плавает в океанах вокруг континента, резко снизился, оставаясь стабильным более столетия.

Эти события вызвали опасения, что Антарктика, которая когда-то считалась слишком холодной, чтобы ощутить на себе первые последствия глобального потепления, в настоящее время резко и быстро сокращается из-за увеличения уровня парниковых газов, которые люди продолжают выбрасывать в атмосферу пишет The Observer.

Эти опасности были освещены группой ученых во главе с Уиллом Хоббсом из Университета Тасмании в статье, которая была опубликована на прошлой неделе в журнале Journal of Climate. Изучив недавние изменения в покрытии морского льда в Антарктиде, группа пришла к выводу, что в климате континента произошел “резкий критический переход”, который может иметь последствия как для местных антарктических экосистем, так и для глобальной климатической системы.

“Экстремально низкое содержание морского льда в Антарктике заставило исследователей предположить, что в Южном океане происходит смена режима, и мы нашли множество свидетельств, подтверждающих такой переход к новому состоянию морского льда”, - отмечает Хоббс.

Майкл Мередит подчеркнул драматический характер этой трансформации. “Площадь морского льда в Антарктике на самом деле немного увеличилась в конце 20-го и начале 21-го века. Однако в середине прошлого десятилетия он сошел со скалы. Это предвестник новых изменений в антарктической климатической системе, и это может вызвать серьезную тревогу как для региона, так и для всей планеты”.

Континент в настоящее время догоняет Арктику, где последствия глобального потепления до сих пор ощущались наиболее остро на всей планете, добавил Зигерт. “В настоящее время Арктика нагревается в четыре раза быстрее, чем остальная часть планеты. Но Антарктика начала наверстывать упущенное, так что здесь уже потепление происходит в два раза быстрее, чем на планете в целом”.

Ключевая причина, по которой Арктика и Антарктика в непропорционально большой степени страдают от глобального потепления, заключается в том, что океаны Земли, нагреваемые за счет сжигания ископаемого топлива, теряют свой морской лед на полярных оконечностях. Темные воды, которые раньше находились подо льдом, обнажаются, и солнечная радиация больше не отражается обратно в космос. Вместо этого она поглощается морем, еще больше нагревая океаны.

“По сути, это порочный круг потепления океанов и таяния морских льдов, хотя первопричиной является человечество и продолжающееся сжигание ископаемого топлива и образование парниковых газов”, - подчеркивает Майкл Мередит.

Что касается последствий этой метеорологической метаморфозы, то они могут быть разрушительными, предупреждают исследователи. Если бы весь лед в Антарктиде растаял, это привело бы к повышению уровня моря по всему земному шару более чем на 60 метров. Острова и прибрежные зоны, где сейчас проживает большая часть населения земного шара, были бы затоплены.

Однако такой апокалипсис вряд ли произойдет в ближайшее время. Ледяной покров Антарктиды покрывает 14 миллионов квадратных километров, что примерно соответствует площади Соединенных Штатов и Мексики вместе взятых, и содержит около 30 миллионов кубических километров льда – около 60% мировых запасов пресной воды. Это обширное покрытие скрывает горный хребет высотой почти с Альпы, поэтому потребуется очень много времени, чтобы оно полностью растаяло, говорят ученые.

Тем не менее, в настоящее время существует реальная опасность того, что в ближайшие несколько десятилетий произойдет значительное повышение уровня моря, поскольку ледниковые щиты и ледники Западной Антарктиды продолжают сокращаться. Из-за потепления океанской воды они разрушаются у своего основания и могут распасться через несколько десятилетий. Если они исчезнут полностью, уровень моря поднимется на 5 метров, что может нанести ущерб населению прибрежных районов по всему миру. Трудно оценить, как быстро это произойдет. Межправительственная группа экспертов по изменению климата заявила, что к концу столетия уровень моря, вероятно, поднимется на 0,3-1,1 м. Многие эксперты сейчас опасаются, что это опасная недооценка. В прошлом те, кто отрицал изменение климата, обвиняли ученых в преувеличении угрозы глобального потепления. Однако свидетельства, которые сейчас поступают из Антарктиды и других частей света, ясно показывают, что ученые не преувеличивали. Действительно, они, весьма вероятно, в значительной степени недооценили угрозу, с которой сейчас сталкивается человечество, пишет The Observer.

“В Антарктиде картина еще более запутанная, потому что исторически у нас были проблемы с получением данных, - добавил профессор Мередит. – У нас никогда не было информации о погоде и экосистеме в сравнении с данными, которые мы получаем от остального мира, потому что континент такой удаленный и враждебный. Наши данные сравнительно невелики, и это означает, что созданные нами климатические модели, несмотря на их высокую эффективность, основаны на скудных данных. Они не могут охватить всю физику, химию и биологию. Они могут делать последовательные прогнозы, но не могут охватить те крайности, которые мы сейчас начинаем наблюдать”.

Однако проблемы, с которыми сталкивается Антарктида, касаются не только людей. “Мы уже наблюдаем серьезные экологические последствия, которые угрожают распространиться по пищевой цепи”, - сказала профессор Кейт Хендри, океанограф-химик из Британской антарктической службы.

Важным примером являются водоросли, которые растут под морским льдом и вокруг него в Западной Антарктиде. Они начинают исчезать, что имеет очень серьезные последствия, добавила Хендри. Водоросли употребляются в пищу крилем, крошечными морскими ракообразными, которые являются одними из самых распространенных животных на Земле и служат пищей для хищников, таких как рыба, пингвины, тюлени и киты. “Если криль начнет исчезать вслед за водорослями, то произойдут всевозможные нарушения в пищевой цепи”, - сказала Хендри.

Однако угроза исчезновения криля гораздо серьезнее. Водоросли играют ключевую роль в сдерживании глобального потепления. Водоросли поглощают углекислый газ. Затем криль поедает их и выделяет его, при этом фекалии опускаются на морское дно и остаются там. Снижение уровня водорослей и криля в таком случае означало бы, что меньше углерода из атмосферы оседало бы на дне океана и вместо этого оставалось бы вблизи поверхности моря, откуда он возвращался бы в атмосферу.

“Они действуют как конвейерная лента, которая забирает углерод из атмосферы и переносит его вниз, на глубокое океанское дно, где он может быть заперт. Поэтому, если мы начнем вмешиваться в эту систему, могут возникнуть всевозможные другие побочные эффекты для наших попыток справиться с последствиями глобального потепления, - добавила Хендри. – Это пугающий сценарий. Тем не менее, к сожалению, именно с этим мы сейчас сталкиваемся”.

Еще одной жертвой внезапного катастрофического потепления, охватившего континент, стал его самый известный обитатель - императорский пингвин. В прошлом году этот вид, обитающий только в Антарктиде, потерпел катастрофическую неудачу в размножении, поскольку ледяные платформы, на которых они появляются на свет, начали разрушаться задолго до того, как молодые пингвины смогли отрастить водонепроницаемые перья.

“Мы никогда не видели, чтобы императорские пингвины не могли размножаться в таком масштабе в течение одного сезона”, - сказал Питер Фретуэлл из Британской антарктической службы. “Потеря морского льда в этом регионе в течение антарктического лета сделала выживание перемещенных птенцов крайне маловероятным”.

Исследователи говорят, что открытие о гибели императорских пингвинов говорит о том, что более 90% колоний будут уничтожены к концу столетия, если тенденции глобального потепления сохранятся с нынешней катастрофической скоростью. “Птенцы не могут жить на морском льду, пока не оперятся, - рассказывает Мередит. – После этого они смогут позаботиться о себе сами. Но морской лед тает раньше, чем они достигают этой стадии, и сейчас происходят массовые случаи утопления. Колонии пингвинов вымирают. И это трагедия. Это культовый вид, который символизирует Антарктиду и новую уязвимость ее экосистем”.

Кризис, с которым сталкивается континент, имеет широкомасштабные последствия. Более 40 стран подписали экологический протокол к Договору об Антарктике, который, как предполагается, защитит его от множества различных угроз, одной из наиболее важных из которых является деградация среды обитания. Тот факт, что в настоящее время на континенте происходят тревожные изменения в ледовом покрове, экосистемах и климате, является явным признаком того, что такая защита больше не обеспечивается.

“Причина этих экологических и метеорологических изменений лежит за пределами континента, - добавил Зигерт. – Это вызвано тем, что остальной мир продолжает выбрасывать огромное количество углекислого газа. Тем не менее, есть веские основания утверждать, что если страны сознательно загрязняют атмосферу парниковыми газами и, как следствие, это затрагивает Антарктику, то подписавшие его стороны нарушают протокол к Международному договору, и их поведение может быть оспорено на юридических и политических основаниях. Это, безусловно, должно привести к некоторым сложным встречам в ООН в ближайшие годы”.