Людей превратят в летучих мышей

Западные ученые хотят научить незрячих людей уникальным способностям некоторых животных

Группа испанских исследователей из университета города Алькала-де-Энарес научно показала, что и человек может овладеть эхолокацией - системой акустических сигналов, используемых дельфинами и летучими мышами при исследовании ими окружающей среды.

Издавание отдельных видов щелчков языком помогает людям идентифицировать окружающие их предметы без необходимости видеть их глазами – такое умение могло бы оказаться полезным для незрячих людей.

«В определенных обстоятельствах люди вполне могли бы конкурировать с дельфинами и летучими мышами способностью к эхолокации и по биосонарному потенциалу», - говорит Хуан Антонио Мартинез, ведущий автор изыскания и исследователь из Высшей политехнической школы при вышеупомянутом университете. Команда, руководимая этим ученым, начала серию опытов, первых в своем роде в истории науки, целью которых - попытаться научить людей навыкам эхолокации.

В эксперименте, освещенном в журнале «Acta Acustica united with Acustica», команда специалистов анализирует физические свойства разнообразных звуков, для того, чтобы отобрать самые эффективные из них для эхолокации [Eureka! Science News].

Специалисты заметили, что «почти идеальный для этих целей звук – это небный щелчок, который получается, когда прижатый к нёбу язык мгновенным движением отстраняется вглубь ротовой полости. Кстати, обычно это делают, отстраняя кончик языка вниз, что неправильно», - объясняет Мартинез.

Исследователь говорит, что небные щелчки «очень похожи на звуки, издаваемые дельфинами, хоть и на другой высоте. Эти животные обладают специально предназначенными для этого органами и могут издавать 200 щелчков в секунду, в то время как мы способны только на 3-4».

Используя эхолокацию, «которая является трехмерной или объемной, и делает возможным «видеть» материалы, которые не пропускают видимое излучение», можно измерять дистанцию между слепым человеком и объектом. Такой эффект основан на времени, которое протекает между моментом «пуска» звуковой волны и эхом, отраженным от встретившегося на пути волны объекта [ScienceDaily].