Растения не смогут помочь людям

Названа причина, по которой Земля не замерзала миллионы лет

Западные ученые впервые установили причину того, почему наша родная планета не поддавалась полному оледенению во время прошлых ледниковых периодов.

В ходе последнего ледникового периода главной проблемой было – слишком мало углекислого газа. В отличие от сегодняшнего дня, когда избыток его вызывает глобальное потепление.

Прошлые ледниковые периоды протекали частично, потому что выветривание скал на протяжении миллионов лет дезактивировало CO2 в виде донных отложений мирового океана.

Подъем горных цепей Земли в продолжение последних 25 миллионов лет, казалось бы, должен был  скопить весь CO2, посылая Земле ледяную смерть.

Но такого не случилось. Объемы CO2 постоянно стабилизировались примерно на уровне 250 миллионных долей.

На этой неделе в журнале Nature, исследователи анонсировали объяснение того, почему все происходило так, а не иначе. [ScientificAmerican.com]. Оказалось все дело в растениях!

«Концентрации CO2 в атмосфере были заметно устойчивы за последние 20-25 миллионов лет, несмотря на другие изменения в окружающей среде, - говорит Кен Калдейра из Отделения глобальной экологии Института Карнеги. - Мы можем видеть, что растения выступали в качестве основного буфера, который что «держал» СО2 в таком узком диапазоне в течение столь долгого времени".

Исследовательский коллектив, возглавляемый Марком Пэгани из Йельского университета (США), обнаружил, что решающая роль растений в химическом разрушении, а также выветривание горных пород и почвы давало перечисленным факторам значительное влияние на объемы двуокиси углерода. Это было тем звеном, которое раньше исследователи упускали из виду.

На протяжении геологических эпох значительные объемы углекислого газа выбрасывались в атмосферу вулканами, что могло привести к скоплению СО2 в атмосфере, если бы не действие компенсационных геологических процессов, выражавшихся в накоплении осадков, которые буквально хоронили  углеродсодержащие минералы в коре после поглощения СО2 из атмосферы.

Общий коэффициент седиментации регулировался ростом гор и эрозией, а также химическим разрушением скальной породы.

Подъем Анд, Гималаев, Тибетского плато и горных хребтов в западной части Северной Америки на протяжении последних 25 миллионов лет должен был обернуться ускоренным выветриванием и эрозией, соответственно и более быстрым «захоронением» двуокиси углерода, поглощенного из атмосферы. Однако стабильность объемов углекислого газа указывает на то, что этого не случилось [ScienceDaily].

Ученые добавляют, что пока растения делают свою часть абсорбции CO2 из атмосферы, антропогенные выбросы идут с такой скоростью, что земные растения в наши дни вряд ли смогут компенсировать эти процессы.

"Мы выделяем СО2 в атмосферу примерно в 100 раз быстрее, чем все вулканы в мире вместе взятые, - сказал Калдейра. - Пока эти атмосферные процессы в конечном итоге устраняют СО2, который мы добавляем в атмосферу, растения и другие естественные факторы будут работать слишком медленно, чтобы помочь избежать нам опасных изменений климата» [redOrbit.com].

По мнению специалистов, чтобы удалить выбросы нашего ископаемого топлива из атмосферы уйдет сотни тысяч лет.