Священный жук кормил паразитов экскрементами

Окаменелые экскременты раскрывают новые тайны исчезнувшего мира

Окаменелости мегаэкскрементов возрастом 30 миллионов лет, оставленных вымершими южноамериканскими гигантскими млекопитающими, хранили свидетельство сложных экологических взаимодействий, а также факты воровства провианта жуков-навозников другими животными.

Палеонтологи в Аргентине, исследуя обнаруженные шарики экскрементов, выяснили, какой была экология утраченного мира гигантских млекопитающих.

В исследовании, опубликованном в самом последнем выпуске журнала Palaeontology, аспирант Виктория Санчез и доктор Хорхе Гениз, рассказывают о следах, оставленных другими существами внутри окаменолостей экскрементов.

«Некоторые из них – лишь результат случайных взаимодействий, - объясняет Санчез. – Например, земляные пчелы могли копать свои норки в тех местах, где были складированы эти шарики, а некоторые пчелиные ячейки были проделаны непосредственно в самих экскрементах».

Однако другие следы, по словам Санчез, являются прямым доказательством поведения животных, которые активно расхищали продовольственные запасы, сделанные скарабеями.

«Формы и размеры этих окаменелых нор и отверстий в навозных шариках указывают на то, что другие жуки, мухи и дождевые черви были паразитами», - отмечает она.

Хотя в этих каменных шариках и не удалось обнаружить никаких насекомых вообще, тем не менее окаменелость экскрементов раскрывает удивительную деталь, основанной на экскрементах экосистемы, которая существовала под носом у гигантских травоядных животных 30 миллионов лет назад, говорят специалисты.

Жук-навозник или скарабей некогда почитался в Древнем Египте. Благодаря этому трудолюбивому насекомому, как древние люди, так и мы не ходим по колено в помете коров, носорогов или же слонов. Навозники очищают и улучшают почву, снижают число заразных мух.

Каких-то 30 миллионов лет тому назад континент Южной Америки был местом обитания так называемой "мегафауны", частью которой были и по-настоящему гигантские травоядные животные: броненосец размером с автомобиль, не умеющие пока лазать по деревьям шестиметрового роста ленивцы, а также размером со слона копытные млекопитающие, подобных которым среди ныне живущих животных равных нет.

Останков древнейших скарабеев, увы, пока не обнаружено. И все же ученые убеждены в том, что они были – ведь откуда могли тогда взяться окаменевшие навозные шарики размерами с теннисный мяч?