Путин чуть не угробил “Союз”

Во время виртуальной стыковки с МКС

Премьер-министра сопровождал дважды Герой начальник ЦПК и космонавт Сергей Крикалев.
Пристыковать “Союз” к Международной космической станции во вторник попытался Владимир Путин в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина. Стыковка в исполнении Путина получилась экстремальной: если бы в “Союзе” находились космонавты, им пришлось бы худо. Кроме того, ВВП понаблюдал за выходом в “открытый космос” и увидел, в каких условиях ютятся космонавты на МКС.

За 50 лет засекреченная воинская часть превратилась во всемирно известный уникальный тренажерный комплекс. Путин был в Центре несколько лет назад — и за это время здесь было перестроено буквально все. Первым делом премьеру показали орбитальные отсеки “Заря” и “Звезда” из “российского ансамбля” Международной космической станции. Здесь отнюдь не танцплощадка, убедился премьер: его провели в махонькую каюту и продемонстрировали “кровать-шкаф”, а также рабочее место космонавта. Во время путинского визита здесь тренировались два космонавта, которые в марте следующего года отправятся на орбиту. Сейчас на тренажерах Центра навыки отрабатывают 28 человек. Отсеки-дома обитаемы: кандидаты в космонавты в них, можно сказать, живут.

После чего Путина провели в гидролабораторию, где расположен бассейн диаметром 20 и глубиной 12 метров, где моделируются условия невесомости. Свой первый “выход” в космос курсанты Центра совершают именно здесь. За 30 лет в гидролаборатории подготовлено более 140 российских и международных экипажей. “Раньше у нас был самый большой такой бассейн в мире, а теперь американцы построили в пять раз больше, — пожаловались Путину. — Ну ничего, МКС-то уместилась”.

Владимир Путин застал уже погрузившегося космонавта Никиту Харченко за важным делом, он отрабатывал вывод в открытый космос передатчика, который выглядел как внушительного размера ящик. Премьер наблюдал за процессом через иллюминатор.

— Никита, как дела? — спросил ВВП, надев наушники.

— Интересно, Владимир Владимирович, отрабатываем выход в открытый космос, он будет совершен осенью.

— Ну, не буду отвлекать. И сам пойду работать.

После чего ВВП направился в отсек, где тоже немного потренировался — он попробовал пристыковать космический корабль “Союз” к МКС. Для этого он сел за компьютер и взялся за рычаги: на экране в это время отображался вид из “Союза” на станцию на фоне Земли. Стыковка у Путина не получалась: “Союз” под его управлением “колбасило” — он улетал то вверх, то вниз. “Чем дольше вращаете, тем больше топливо тратится”, — усмехнулся кто-то из руководства Центра. “Инерция большая, — пожаловался Путин. — Ну ладно, будем экономить топливо”. Хорошо, что и “Союз”, и МКС были виртуальными…

После экскурсии Путин пообщался с космонавтами, в том числе Алексеем Леоновым и Валентиной Терешковой. Между делом он дал понять: расходы на космическую программу будут оптимизированы — надо выделить самые перспективные направления.

Космонавты не только благодарили ВВП за визит и господдержку, но и жаловались. Так, недавно вернувшийся с МКС Максим Сураев заявил о том, что космонавтам нужен новый статус: “До сих пор он определяется постановлением Совета Министров СССР. Должен быть официальный статус — как у госслужащего!” Путин согласился и поручил решить этот вопрос главе Роскосмоса.

Однако главным “требованием” космонавтов была жилплощадь. “Отдельной квартиры нет, живу в служебной, стыдно пригласить коллег-американцев”, — продолжал все тот же Сураев, у которого за время пребывания в невесомости, видать, накопилось. Премьер опять же согласился — социалкой надо заняться в первую очередь.