Главный по горшочкам

“МК” узнал у мужчин-воспитателей, каково им работать в детском саду

“Работа-то пустячковая: берешь инструмент, открываешь крышку, сажаешь, закрываешь, и все...” — инструктировала “усатого няня” Кешу Четвергова Арина Родионовна, прежде чем поручить ему под опеку 30 “бармалейчиков”. Правда, узнав фронт работ, Иннокентий Петрович попытался сбежать из детского сада. А вот некиношные “усатые няни” даже и не думают о том, чтобы сбежать от своих воспитанников. Ведь об этой нетипичной для мужчины профессии многие из них мечтали с детства. Причем, прежде чем прийти в детский сад, некоторые из них сменили не одну мужскую работу: среди реальных “усатых няней” есть бывшие промышленные альпинисты, типографские работники и дизайнеры. “МК” разыскал пятерых мужчин-воспитателей, которым не в тягость ежедневно укачивать плачущих малышей, играть с ними в прятки и завязывать шнурки.
“МК” узнал у мужчин-воспитателей, каково им работать в детском саду
Когда воспитанники назвали Владимира Подольского мамой, он чуть не расплакался.

Мама Борисыч


Челябинские родители не беспокоятся за своих малышей, отдавая их каждое утро в руки инструктора по физвоспитанию детсада №356 Владимира Подольского. А все потому, что когда-то многие из них и сами учились завязывать шнурки и прыгать через скакалки под присмотром Борисыча, как его по-свойски называют дети. 41-летний Владимир Борисович — один из самых заслуженных “усатых няней” России. В детском саду он работает уже больше 16 лет. Причем свою педагогическую карьеру, как и киношный Кеша, Подольский начинал именно с должности няненчки.


— Я тогда учился в полиграфическом училище, а практику проходил в качестве воспитателя в педотряде. По вечерам же бежал подрабатывать нянечкой в одном бедном детском садике. Им не хватало рабочих рук, а мне — стипендии, вот они меня неофициально и взяли уборщицей, — вспоминает Владимир Борисович. — Мыл полы, шкафчики, убирал за детишками...


Уже тогда юноша понял, что офсетная печать да устройство типографской машины — не его. Гораздо ближе ему играть в прятки и разгадывать шарады с малышами. Решено было поступать в педагогический и устраиваться воспитателем уже по трудовой книжке. Правда, это только в кино Кешу без разговоров взяли на должность ночной няни. Владимиру Борисовичу, прежде чем устроиться на работу, пришлось обойти несколько детских садов.


“У тебя с головой все в порядке?” — только и спрашивали строгие заведующие, услышав, на какую должность пришел устраиваться студент педвуза. Повезло лишь с третьей попытки.


— В том садике была очень понимающая и мудрая заведующая Анна Сергеевна, — вспоминает Владимир Борисович. — Она выслушала все мои аргументы и сказала: “Ладно, давай попробуем!” Вот только когда я пришел в отдел кадров, мне было категорически отказано: “Не положено, чтобы мужчина в детском саду работал!”


Но Анна Сергеевна решила по-своему: оформила студента Подольского дворником, а сама поручила еще и обязанности няньки. Правда, определили юношу в самую младшую группу — на горшки. “Все равно через месяц уйдешь”, — сделала свой прогноз заведующая. Но Владимир Подольский мужественно продержался на протяжении двух лет.


— Сперва, естественно, было сложно. Мама приходит, сдает малыша нам на руки, и он тут же начинает плакать крокодильими слезами. Мне же его нужно переодеть, накормить, нос вытереть — это все входило в мои обязанности, — перечисляет мужчина. — А я даже не знаю, как к нему подойти. Стал присматриваться к воспитателям: они просто подойдут к малышу, сядут около него, возьмут за руку, посмотрят в глаза, улыбнутся. Вот и я начал с них пример брать.


Со временем Владимира Подольского повысили до воспитателя, но вручали по-прежнему самых маленьких подопечных — два, три, четыре годика. Крохи даже не могли выговорить его имя-отчество, поэтому называли просто Боисыч. А однажды “усатый нянь” чуть не расплакался, услышав, как малыши назвали его мамой.


— Ну, “папа” — это еще можно понять. Так меня ребятки, особенно те, у кого нет отцов, иногда называют. Но “мама”?! — удивляется воспитатель. — Дети объяснили, что мама их укладывает спать, переодевает, песни поет и стихи читает. А раз и я этим всем занимаюсь, значит, и буду их общей второй мамой.


И “мама Борисыч” старался не обмануть ожидания детей — за эти годы он выучил тысячи стихов, песенок и скороговорок. Даже искусством оригами овладел. А когда обычные утренники с хороводами воспитанникам надоели, начал проводить для них настоящие дискотеки.


— Мои бывшие воспитанники приносили из дома старый магнитофон, сами мастерили светомузыку. И, что удивительно, до сих пор ребята, когда встречают меня на улице, признаются, что из своего детства они больше всего запомнили те дискотеки, — говорит Владимир Подольский. — А еще я рисовать с ними научился. Ведь первое время я пытался изобразить для ребят на листе бумаги какую-либо зверюшку, а они, увидев кособокого зайца с одной ногой, говорили: “Давайте мы лучше сами нарисуем!”


Дважды, когда было совсем тяжело в материальном плане, “усатый нянь” уходил из детского садика. Но через некоторое время все же возвращался к своим “бармалейчикам”. И кто сказал, что воспитатель — не мужская профессия?


— Женщина одновременно может выполнять кучу дел — и по дому все сделать, и о своих хобби не забывает. Мужчина же концентрируется на какой-то одной области. И если ему нравится эта сфера деятельности, он будет вкладывать туда все свои силы. Не случайно же самые знаменитые педагоги — Макаренко, Януш Корчак, Сухомлинский — были мужчинами, — пытается разрушить сложившийся стереотип “усатый нянь”.


Самый странный, иностранный


“Уанс апон э тайм...” — заслышав первые слова английской сказки о пряничном человечке, перестают плакать даже самые капризные воспитанники одного из частных детсадов Москвы. Они вмиг собираются вокруг своего любимого воспитателя Блэйна Тейлора, чтобы еще раз услышать его рассказ о похождениях “иностранного колобка”. Полгода назад 25-летний Блэйн специально приехал из штата Мичиган, чтобы работать в российском детском саду воспитателем. И с тех пор так привык к своим подопечным, что даже и не задумывается об отъезде на родину.


— Вообще-то, когда мы подбирали американского воспитателя, не ориентировались именно на мужчину, — говорит директор билингвального детсада Елена Панфилова. — Просто из всех кандидатур Блэйн оказался наиболее подготовленным к работе с малышами: он окончил факультет психологии Центрального госуниверситета в штате Мичиган, несколько лет проработал в школе.


Но как только Блэйн приступил к своим обязанностям, в детском саду поняли: с выбором воспитателя они точно не прогадали.


— Дети слушаются его лучше, нежели многих воспитательниц-женщин, хотя по-русски он им ни слова не говорит. Возможно, это связано с тем, что у мужчины более высокий авторитет в семье, — предполагает Елена. — Кроме того, мужчина лучше играет с детьми — он непосредственный, подвижный. Мы его называем живая карусель — дети постоянно виснут у него на руках, лезут к нему на спину, он таскает их на плечах.


Сам Блэйн признается: он всю жизнь мечтал работать с детьми. Но первые недели бок о бок с российскими “бармалейчиками” дались ему нелегко.


— Я не знал ни слова по-русски. Но даже когда я выучил самые употребляемые фразы, детский русский я все равно понять не мог, — вспоминает Блэйн. — Можно сказать, что это отдельный диалект. Самое удивительное, что помогли мне сами дети — они начали понимать мой английский гораздо раньше. Правда, первое время без русского ассистента я бы все равно не справился.


Несмотря на то что в США в педагогику идет гораздо больше мужчин, чем в России, “усатый нянь” даже там считается диковинкой. Но родители Блэйна, услышав о его трудоустройстве в российский детский сад, сына отговаривать не стали.


— Они знали, что я всегда хотел работать с детьми и уехать из Америки. И видите, мне повезло: обе мои мечты объединил этот детский сад. К тому же я рано привык сам принимать решения, — говорит молодой человек.


По словам Блэйна, в этом и заключается одно из главных отличий американского и российского воспитания.


— У нас детей учат быть независимыми с самого раннего возраста. Они самодостаточные уже с детского сада, в то время как российские малыши привязаны ко взрослым, будь то родители, воспитатели, — объясняет Блэйн. — Кстати, из этой особенности вытекает и главное отличие русских детских садов от американских: здесь проходят занятия с группами, в то время как у нас дети занимаются по индивидуальной программе.


Блэйн считает, что для детей крайне важно присутствие как в школе, так и в детском саду педагога-мужчины.


— Для малышей очень важно иметь перед глазами модель мужского поведения. Особенно это важно для мальчиков из неполных семей. Но девочки, общаясь со мной, тоже вырабатывают определенную модель поведения. У нас, к примеру, есть девочка, которая все время выходит за кого-то из мальчишек замуж. Игра у нее такая. Так когда я однажды наказал ее за плохое поведение, она мне пригрозила: “Блэйн, я никогда не выйду за тебя замуж!” — смеется “усатый нянь”. — К тому же если дети слышат не только женскую, но и мужскую иностранную речь, они получают более обширное знание языка.


Пока что в Мичиган Блэйн возвращаться не хочет. Правда, проработать всю жизнь в детском саду он тоже не планирует.


— Сейчас мне вся эта возня очень нравится. Но как только у меня появятся свои дети, я планирую пойти преподавать в университет. Ведь чужие дети отнимают слишком много сил, и на воспитание своих их уже не остается.


Из воспитанников в воспитатели


Устроившись год назад на работу в детский сад №104 Липецка, 26-летний Иван Чернышов будто в свое детство вернулся. Еще бы, ведь в этот садик когда-то ходил его старший брат, потом он сам, а затем и его племянник. К тому же первой напарницей единственного в городе “усатого няня” стала воспитательница, которая растила его с двух лет.


— Когда он пришел устраиваться к нам на работу, я, конечно, удивилась, — вспоминает свои первые эмоции заведующая Тамара Быкова. — Пыталась объяснить Ивану, что мужчине в детском саду придется нелегко: здесь не каждая женщина выдержит. К тому же зарплата маленькая. Но Иван сказал, что ни то ни другое его не смущает. Решили попробовать. Правда, первое время мы с коллегами все гадали: когда же он от нас сбежит, когда же терпение закончится?


Но Иван Владимирович не пошел на попятную, даже когда ему доверили вторую младшую группу — детишек от двух с половиной до трех лет.


— Я к этой работе готовился очень серьезно. Только после трех лет обучения в аспирантуре пединститута понял, что готов к практике в детском саду. Сейчас уверен: если бы у меня за плечами не было теории, с ребятами я вряд ли справился бы, — убежден воспитатель. — В нашей профессии нужно четко знать нюансы строения детского коллектива, уметь увидеть психологические особенности каждого ребенка. За все это я очень благодарен моему научному руководителю, профессору Ивану Гавриловичу Гузенко.


Но в первые дни работы даже самые проверенные педагогические теории разбивались о детский плач. Особенно сложно “усатому няню” было в ясельной группе, где Иван Владимирович тоже успел поработать.


— Первый отрыв детей от родителей — это очень тяжело не только для самого малыша, но и для воспитателя. Когда, к примеру, ребенок постарше скучает по маме, его можно отвлечь на какую-то деятельность, заговорить, рассмешить. В конце концов просто сказать: “Давай поиграем, попьем кефирчик — и мама придет”. А с ясельниками такая хитрость не пройдет, их просто не получается успокоить. Вот и приходилось все время на ручках держать, укачивать.


Но самым сложным для “детсадовского новобранца” было даже не успокоить зареванного малыша или накормить его манной кашей, а организовать занятия у детей.


— Первое время я попросту не знал, чем привлечь их внимание, ведь тогда у меня еще не было запаса всевозможных считалочек, шуток-прибауток, — признается Иван Владимирович. — Но сейчас-то я уже пополнил свой багаж.


Правда, даже выстроить отношения в детском коллективе для Ивана Чернышова оказалось проще, чем найти понимание у их пап и мам.


— С родителями мы месяца три присматривались друг к другу, притирались. Детей они мне, конечно, доверяли, но как-то с опаской, что ли, — признается воспитатель. — Вообще общение с родителями — это, наверное, единственная область, с которой женщине справиться проще.


Но и у мужчин, по мнению Ивана Чернышова, в деле воспитания детей есть свои козыри.


— Мужчина по своей натуре более искренен, женщина же может кое-где слукавить. И дети это чувствуют, — говорит Иван Владимирович. — Но а вообще-то в профессии воспитателя нет гендерных различий — ведь взять ребенка на руки, покачать его, сказать доброе слово может как мужчина, так и женщина.


Кстати, в отличие от друзей киношного Кешы Четвергова никто из знакомых липецкого “усатого няня” не удивился, увидев его играющим с малышами в “море волнуется раз”.


— Первое время друзья, конечно, могли отвесить какую-нибудь шутку. К примеру, один приятель называл меня “магистр горшконосных наук”, — смеется Чернышов. — Зато теперь большинство знакомых, ставших родителями, прислушиваются к моим советам.


Сейчас Иван Чернышов готовится к защите диссертации. Но даже став кандидатом педагогических наук, он не планирует увольняться из садика. “Без моих озорников я буду чувствовать себя одиноко”, — уверен наш герой.


Бородатый нянь


Надвинутая на лоб бандана, дреды, всклокоченная борода... Признать в 30-летнем неформале Дмитрии Леонтьеве работника детсада на первый взгляд непросто. Да и на второй, честно говоря, тоже. Только увидев, с каким вдохновением он с малышами рисует или лепит из глины причудливых зверушек, понимаешь: имидж ничто.


“Пап, пап, посмотри, какую радугу я нарисовала!” — подбегает к Дмитрию девчушка лет пяти, протягивая ему альбомный лист. Потом, видимо, поняв, что она оговорилась, стеснительно опускает глаза в пол: “То есть Дим...”


Вообще-то Дмитрий работает в московском детском саду №288 педагогом допобразования, но иногда подменяет и заболевших воспитателей. Причем карьеру “бородатого няня” он себе никогда не прочил. До прихода в детский сад Дмитрий работал промышленным альпинистом, занимался компьютерной графикой, даже на мультипликатора учился. Но признается, что ни на одном рабочем месте больше чем на год не задерживался. А с детьми он возится уже четвертый год и даже не задумывается о смене деятельности.


— Если честно, только на этой работе, просыпаясь по утрам, у меня нет ощущения, что я делаю что-то не то, — признается Дмитрий. — Раньше, идя на работу, я все время думал: “А мог бы сейчас книжку почитать или порисовать”. Здесь у меня такого нет, я понимаю, что нужен этим малышам.


Причем в детский сад он попал абсолютно случайно.


— Я тогда занимался компьютерной графикой и полиграфией и изготовил буклеты для этого садика. Потом меня попросили снять несколько видеороликов. А потом наша заведующая, узнав, что я увлекаюсь живописью и лепкой из глины, предложила мне позаниматься с детьми. Вот и занимаюсь с ними уже четвертый год, — говорит Леонтьев.


Сейчас Дмитрий совершенно искренне признается: до прихода в детский сад он не испытывал особого восхищения при виде карапузов.


— У меня много братьев и сестер, но, возможно, потому, что это было необходимостью, возиться с ними мне не очень нравилось. И я даже подумать не мог, что мне эти навыки могут пригодиться.


Правда, и сейчас Дмитрию не кажется, что к детям нужно искать особый подход. Для него они — те же взрослые, разве что более открытые.


— Я с ними стараюсь разговаривать так же, как со взрослыми, естественно, на понятном им уровне. И признаюсь, с помощью этих бесед я даже стал лучше понимать моих ровесников. Раньше я не мог простить, когда взрослый ведет себя неправильно. Теперь же я увидел, что взрослые, как и дети, иногда чего-то просто могут не понимать.


Вот только в некоторых аспектах детсадовской жизни такой взрослый подход не прокатывает. К примеру, уложить детишек спать для “бородатого няня” — настоящая проблема.


— Сперва я пробовал перед тихим часом просто говорить с ними. Но от этого малыши не засыпали. Потом решил читать им сказки, но начинал зевать раньше самих детей, — улыбается Дмитрий. — Поэтому сейчас я предпочитаю работать в “неспящих” группах.


А вот собирать воспитанников на прогулку у Дмитрия получается лучше.


— Я сторонник того, чтобы воспитывать в детях самостоятельность. Пусть они сперва сами попробуют натянуть ботинки или завязать шнурки, а уже если не получится, позовут меня. Наверное, это как раз специфическая особенность воспитателей-мужчин. Ведь женщинам больше свойственно помогать малышам в бытовых вопросах.


Кстати, как ни странно, экстравагантный внешний вид Димы его маленьких воспитанников не смущает. Дрэдам, бороде и бандане больше удивляются их родители.


— Ребята, конечно, могут сказать что-нибудь из серии: “А у моей мамы тоже длинные волосы” — но почему-то никогда не спросят, зачем дядя отрастил такую шевелюру. Наверное, они пока не видят в этом ничего удивительного.


Продавец манной каши


В отличие от своего коллеги психолог и воспитатель Михаил Игнатов пришел в 288-й детский сад на практику. Потом, когда положенные по институтской программе 15 дней закончились, решил остаться здесь в качестве волонтера.


— Я сразу начал играть с детишками, а не сидел сложа руки, как остальные ребята. Возможно, поэтому мне через некоторое время поручили вести подготовительную группу, — вспоминает Михаил. — В качестве воспитателя я проработал три года. Но так как по образованию я все же психолог, сейчас я возглавляю психологическую службу в садике.


Сейчас Михаил вспоминает: первые недели работы ему казалось, что воспитатель — это такой массовик-затейник, который должен сделать все, чтобы детям было нескучно.


— Я с ними лазил, бегал, придумывал всевозможные игры. И только потом понял, что на меня ложатся еще и серьезные педагогические функции, — говорит Игнатов.


Правда, в некоторых случаях только игра и спасает.


— Помню, у меня была ситуация, когда дети не хотели есть кашу. Тогда я придумал игру в магазин. Сказал, что только сегодня ребята могут купить у меня тарелку этой вкуснейшей каши всего за пять бумажек, которые мы предварительно нарезали. И что вы думаете? Они побежали покупать у меня эту кашу, а потом с удовольствием ее ели. Весь секрет в том, что никто их насильно не заставлял.


Прогулки Михаил тоже превращал в настоящую игру в исследователей.


— Мы постоянно с ребятами что-то копали, искали в земле. Правда, из-за этого я часто получал нагоняй от родителей, ведь ребята приходили с моих прогулок грязнющие. Но у меня к этой проблеме чисто мужское отношение: мне кажется, важнее удовлетворить познавательный интерес ребят, нежели привести их с прогулки, будто они только что вышли из химчистки, — говорит Михаил. — Правда, по неопытности первое время я никак не мог понять, что детишек нужно одевать как капусту. Я привык на себя ориентироваться, а я — не мерзлячий. Хорошо, что рядом были более опытные коллеги.


Кстати, узнав о том, что в детском саду работают “усатые няни”, многие родители даже просили записать своих чад в “мужскую” группу.


— В воспитании детей у мужчин есть несколько козырей. Во-первых, это ориентированность на эксперименты, познавательную деятельность. Я даже одно время притаскивал на работу старый компьютер или другие бытовые приборы, которые мы с воспитанниками разбирали.


Кроме того, мужчины стараются воспитать малыша более самостоятельным.


— Я еще веду здесь столярную мастерскую, и иногда я даже могу детям доверить тяжелый молоток. И пусть он слегка ударит себя по пальцу, но сам забьет гвоздь. Ведь победа с чужой помощью — это не настоящая победа. А вот если они сделают что-то самостоятельно, без опеки, то будут по-настоящему собой гордиться. А еще мужской голос действует на детей лучше любой колыбельной. Ведь резкий, высокий голос действует возбуждающе на психику малыша, низкий же, наоборот, успокаивает, — делится своими наблюдениями “усатый нянь”.
 

МЕЖДУ ТЕМ

С 15 по 20 ноября в городе Московский Московской области пройдет Первый Всероссийский конкурс “Воспитатель года России”. Лучшие работники дошкольных учреждений соберутся на одной площадке, чтобы посоревноваться в умении убаюкивать ребятишек или разучивать с ними стихи. И мы очень надеемся, что среди победителей конкурса будет хоть один “усатый нянь”. Ведь, как оказалось, профессия это не только женская. В качестве эмблемы конкурса была выбрана жемчужина в раковине. Ведь жемчужина — символ зарождающейся жизни, а створки ракушки, подобно воспитателю, который окружает своих подопечных теплом и заботой, защищают ее от внешних невзгод. Кстати, логотип конкурса рисуют сами дети.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру