До самого конца конкурса сохранялась интрига. По словам членов жюри, пятерка финалистов все испытания проходила ровно. Но на последнем этапе ушли в отрыв сразу два педагога — Михаил Случ и Андрей Гарифзянов.
— Учителя — самые неравнодушные люди на этой планете, и я с трепетом отношусь к их профессиональному празднику. Каждый раз, когда учитель заходит в класс, он готовит детей ко взрослой жизни, — такими словами поздравлял учителей Дмитрий Медведев. — Мне хочется, чтобы этот Год учителя запомнился не только огромными вливаниями в образование — 850 миллиардов рублей было выделено из бюджета, — а тем, чтобы мы смогли сделать так, чтобы наша школа оставалась передовой.
Получив из рук президента хрустальный символ конкурса, победители между собой договорились, что сначала пеликан поедет в московскую школу, а потом отправится на постоянное место жительства в Тульскую область. Тем более что в столичной альма-матер №1060 уже живет хрустальная птичка — в 2008 году лучшим педагогом года стал преподаватель музыки из этой школы Михаил Стародубцев. Но, как пошутил Дмитрий Медведев со сцены, одному из абсолютных победителей в его учебном заведении могут и не поверить, что он выиграл, ведь пеликана он предъявить не сможет, а оправдаться фразой: “Я его у друга оставил” — не получится. Организаторы пообещали, что в кратчайший срок изготовят второго большого пеликана.
Впервые подобная ситуация сложилась в 2007 году — тогда первое место разделили москвичка Анна Мехед и санкт-петербуржец Дмитрий Гущин. Оба, кстати, математики.
Воспользовавшись случаем встретиться с главой государства, учителя задали ему свои вопросы.
Михаил Случ попросил Дмитрия Анатольевича продлить Год учителя на больший срок и спросил, что будет дальше с новой редакцией Закона “Об образовании”. По словам педагога, та версия, которая сейчас выложена на сайте Министерства образования, — путаная и непонятная. Глава государства пообещал принятие закона отложить и выставить его на общественное обсуждение. Вячеслав Вахрамеев, учитель русского языка и литературы из Вологодской области, вошедший в пятерку финалистов конкурса, попросил президента объяснить, почему в педагогический стаж не засчитывается время, проведенное в командировках и на курсах повышения квалификации. Медведев тут же дал указания устранить “эту нелепость”. А Андрей Гарифзянов поинтересовался у Дмитрия Анатольевича, возможно ли сделать ЕГЭ не единственной формой экзамена. На что глава государства заявил, что фетишизировать ЕГЭ нельзя и стоит сделать еще 2—3 формы сдачи выпускных экзаменов.
Со сцены педагогов поздравляли “Непоседы”, Московский мюзик-холл, Дмитрий Харатьян и Лариса Долина. Но в этот вечер главными героями были учителя — все внимание было приковано к абсолютным победителям.
— У нас с Андреем двукратная разница в возрасте. То, что для него естественно, мне приходится завоевывать. Сложно сказать, что в образовании важнее — опыт или мобильность и открытость, — рассказал “МК” Михаил Случ. — В нашей школе уже есть один победитель конкурса, тоже мужчина и тоже Михаил. Хотя Бог и любит троицу, но в следующем году мы никого отправлять на конкурс не планируем — это очень сложно.
Оба победителя в один голос говорят, что на протяжении всего конкурса не чувствовали себя конкурентами, потому что слишком разные.
— Это прекрасно, что выиграли столичная школа и сельская. Это доказывает, что все зависит не от инфраструктуры и расположения, а от личности педагога. Можно использовать высокотехнологичное оборудование, можно взять мел в руку и придумать новый подход, и результат не заставит себя ждать, — подытожил самый молодой победитель конкурса Андрей Гарифзянов.