За долги можно лишиться имущества и крыши над головой

Газ долой, из дома вон!

Раннее утро, а в отделе ФССП по Ленинскому муниципальному району жизнь кипит. Все исковые производства готовы заранее, на руках список адресов должников — и вперед, еще по темноте стучаться в двери. Время выбрано не случайно. С утра пораньше больше шансов застать должников дома, ведь потом многие уйдут на работу, которой официально у них нет.

Газ долой, из дома вон!

Всего 9 адресов, размеры долгов различны: у кого 17, а у кого и больше 100 тысяч рублей.

Пристав-исполнитель Светлана — молодая хрупкая девушка; именно ей сегодня предстоит описывать имущество неплательщиков, а такой и нагрубить могут, и обидеть, ведь приходу представителей государства должники совсем не рады.

— Иногда, бывает, в квартиру входить страшно, — призналась Света, — могут попробовать ударить, собаку спустить… Судебный пристав должен быть хорошим психологом, обладать определенной выдержкой. Важно, несмотря ни на что, сохранять корректное отношение к людям, проще говоря, всегда оставаться человеком.

…Конец года. Подъезды домов украшают списки жильцов-должников, но тем все нипочем. Подумаешь, квартплату просрочили. То, что за долги по ЖКХ можно лишиться не только газа и света, телевизора и дивана, но и крыши над головой, ваш корреспондент отправился объяснять жителям Видного вместе с судебными приставами-исполнителями.

фото: Роман Орлов

Для безопасности судебного пристава-исполнителя, а это в большинстве случаев женщины, всегда сопровождают судебные приставы по ОУПДС — организации установленного порядка деятельности судов — мужчины. Они одеты в черную униформу, бронежилеты и носят с собой резиновые дубинки, электрошокеры, баллончики со слезоточивым газом. Эти спецсредства, бывае т, и применяются.

Проспект Ленинского Комсомола, долг за ответственной квартиросъемщицей — около 100 тысяч. Добротная металлическая дверь в квартиру; нас встречает заспанная хозяйка. Дама официально не замужем, но есть гражданский муж. Сама работает на почте, растит несовершеннолетнего ребенка, подростка. Обстановка в квартире вполне приличная. Почему не платила за квартиру, объяснить не смогла.

Приставы приступили к описанию имущества. В дело пошли добротная деревянная стенка, старый двуспальный диван и не новый телевизор. Вряд ли это потянуло на все 100 тысяч — от силы на 20. Но главное — уже на следующий день дама пришла в отдел с оплатой части долга и просьбой об отсрочке второй половины суммы. Незваными гостями дама была очень напугана и обещала заняться “квартирным вопросом” в ближайшие дни.

— Я еще ни разу не слышала вразумительного ответа о причине, из-за которой накопился большой долг, — удивляется пристав Светлана.

фото: Геннадий Черкасов

— Света, а вот в квартире ребенок, а вы описали мебель, телевизор — его интересам это не наносит ущерба?

— Нет. Мы не описываем предметы первой необходимости. Например, если в доме два холодильника, то один мы имеем право забрать за долги; если один — нет.

У всех квартплата разная — здесь учитываются и аппетиты управляющей компании, и количество проживающих, и метраж, и льготы. У кого-то 100 тысяч за полтора года, у кого-то 17 тысяч больше чем за три.

Есть семьи даже не пьющие, а действительно бедно живущие. Нищета! Самый маленький долг, в 17 тысяч, оказался у неработающего пенсионера-инвалида. Приставам дверь он охотно открыл — поговорить. Да вот только в квартиру входить страшно — не задохнуться бы, да и описывать здесь нечего, ветхую мебель и даром никто не возьмет. Все, что можно было продать, спустил сам хозяин. Что с ним делать? — ломают приставы голову. Скорее всего арест будет наложен на часть его пенсии.

Как ни странно, среди должников не только маргиналы, а и вполне приличные люди, средний класс. Так, барышня лет тридцати с небольшим разговаривать и объяснять свое поведение отказалась:

— Я решения суда не видела! У вас есть? Покажите!

С документами барышня согласилась и без лишних споров оплатила долг в 50 тысяч в тот же день. “Почему не оплачивала услуги ЖКХ раньше? Не считала необходимым”, — вот и весь ответ.

— Но наиболее частое объяснение — не работаю, не имею постоянного заработка. Приходом приставов люди шокированы — картина “Не ждали”! Все знают, что у них долги по квартплате, но вот что могут на самом деле прийти и описать имущество!..

— Да вы с ума сошли! — с порога “окатила” нас солидная дама. И это еще хорошо, потому что, по словам приставов, многие лезут драться, кричат, плачут и… грозят милицией.

Но тем не менее эффект от описи имущества очень сильный. Трое должников уже рассчитались по долгам полностью и принесли квитанции в отдел. Остальные обещали оплатить на этой неделе — никому не хочется, чтобы их имущество уходило с молотка за бесценок.

фото: Роман Орлов

Кроме того, визит приставов к соседям сразу становится известен всему дому. Граждане тут же вспоминают, что пора внести квартплату, пока приставы не пришли к ним.

Не платите? Тогда мы идем к вам!

Зачастую приставы остаются перед закрытой дверью — граждане им просто не открывают: мол, дома никого нет. Хотя в случае отсутствия должника судебный пристав-исполнитель в присутствии представителя истца и понятых имеет право проникнуть в жилище должника без его согласия с целью наложения ареста на имущество.

— Мы как-то спросили французского коллегу, что они делают в таком случае, — рассказал начальник отдела ФССП по Ленинскому муниципальному району, старший судебный пристав Рустем Сатдаров. — Он даже не понял вопроса. В других странах законопослушному гражданину в голову не придет не впустить в дом представителя власти!

Наши же граждане объясняют неподчинение тем, что развелось много мошенников, что о деятельности ФССП они ничего не знают, да и просто приставов не ждали.

— Судебный пристав-исполнитель обязан представиться и показать удостоверение, а сопровождающий его судебный пристав по УПДС всегда одет в форменное обмундирование с нагрудным знаком, — объяснил Сатдаров.

Если жильцы более 3 месяцев не платят за коммунальные услуги, коммунальщики обращаются в суд с заявлением о выдаче судебного решения о взыскании долгов.

На основании исполнительного документа, выданного судьей, приставы возбуждают исполнительное производство. Они дают 5-дневный срок для добровольного погашения долга.

В случае если должник не воспользовался своим правом и не погасил задолженность добровольно, запускается механизм принудительного взыскания.

— Перед тем как возбуждается исполнительное производство, должник должен быть официально уведомлен — ему направляют заказное письмо, — рассказывает Сатдаров. — Да вот только в почтовые ящики у нас люди заглядывают редко, а на почту вообще не ходят. Тем, кто указал номер телефона, заранее звонят, предупреждают, уговаривают, и все равно потом визит пристава — как снег на голову.

Аресту могут подлежать любые ценные вещи — бытовая техника, мебель и даже посуда. Впрочем, проще всего арестовывать бытовую технику — и денег каких-никаких стоит, и хлопот с перевозкой меньше. Сначала весь арестованный скарб свозится на склад, а если должники денег до обозначенного срока так и не заплатят, то его по закону можно будет реализовать на специальных торгах.

— На лошадей, попугаев, аквариумных рубок — накладывать арест можно на все, что принадлежит должнику и что можно продать. Другое дело, что есть имущество, на которое нельзя накладывать взыскание, например на единственное жилье. Или если единственная кормилица истца и его семьи, проживающих в деревне, — корова или коза. Важно учесть, что в федеральном законе записано, что сумма взыскания должна быть — по федеральному закону — соизмерима долгу. Надо уважать как взыскателя, так и должника.

фото: Геннадий Черкасов

При этом должники всегда утверждают, что их имущество было оценено ниже рыночной стоимости. “Свой компьютер я и сам мог бы продать через Интернет хотя бы за пять тысяч, а пристав оценил его в две”, — возмущается на одном из форумов Зорро.

— Это сложная проблема, — считает старший пристав Ленинского района. — То, что вещи уходят за бесценок, больше всего вызывает недовольство людей. Имущество ценой до тридцати тысяч — компьютерный монитор, телефон, стол — может оценивать сам судебный пристав, стоимость свыше оценивает Росимущество. После оценки вещь выставляется на реализацию, на торги. Если на торгах никто за выставленную вещь не дал предложенной суммы, ее цена снижается.

Многие жалуются на то, что приставы описывают все без разбору. А к сожалению, зачастую многие вынуждены жить вместе с родственниками. Как доказать, что это твой телевизор, а не зятя должника?

Доказать это весьма проблематично. Нужны подтверждающие документы, которые мало кто хранит. Здесь есть и обратная сторона медали. Люди покупают машины, квартиры и записывают их на родственников: мол, не мое. Человек нигде не работает, долги не выплачивает, а ездит на шикарном “Лексусе” по доверенности. Пристав же, как правило, приходит и описывает то, что видит в помещении: стол, стул, компьютер… Выяснять, чье это имущество, не входит в служебные обязанности пристава. Это уже задача должника затем доказать, что мебель чужая.

— Перед тем как прийти к должнику, пристав собирает всю необходимую информацию в регистрирующих органах и в других органах исполнительной власти: налоговая инспекция, пенсионное страхование, БТИ, ГИБДД, — объясняет Сатдаров. — Он никогда и шагу не сделает, не зная, куда, к кому и за чем идет. Порой имущество, на которое можно наложить арест, уже указывается в судебном решении: машина, коттедж, бизнес…

Увы, не все имеют бизнес и коттедж, а вот накупить модной техники всего-то за первоначальный взнос в 10% предлагают в магазинах бытовой техники всем и каждому. Долги по кредитам растут как снежный ком — как быть?

— Выплачивать, — однозначно рекомендует судебный пристав. — С этической точки зрения этот вопрос больше к тем организациям, которые для реализации своего товара вводят покупателей в заблуждение. В силу своего менталитета, доверчивости многие подписывают договоры, не читая условий, и попадают в денежную кабалу.

Повышаем юридическую грамотность

За долги можно лишиться не только бытовой техники, но и крыши над головой. Ее теряют, как правило, самые злостные неплательщики, с которыми закон уже не в состоянии договориться.

Сами приставы не раз сталкивались с ситуацией, когда нищенские заработки зачастую делают неподъемной даже не очень высокую квартплату. В таких случаях нелишне будет помнить вот о чем:

— Выселение происходит только по решению суда, а значит, если шесть месяцев за жилье не заплачено, то просто по прошествии полугода никто не придет и не выгонит человека на улицу, — объясняет юрист Владимир Кубин. — Судебный процесс, конечно, можно оттянуть по уважительным причинам. Но главное — если при уже имеющемся долге за полгода должник смог заплатить квартплату хотя бы за один текущий месяц, то исчезает основание для выселения. То есть своевременная оплата при любой коммунальной задолженности не позволяет выселить человека и его семью в судебном порядке.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:

— А как поступать в случае, если суд уже вынес решение?

— Если решение суда все-таки состоялось, его можно обжаловать. И найти возможность как-то гасить задолженность. При этом стоит помнить, что долг может сильно вырасти за счет пени, правда, за задержку оплаты исключительно пени выселить жильца уже нельзя. Только за прямой долг. Оплатить который надо успеть до момента вынесения судом решения.

— А если до выселения пока дело не дошло, а описывать нечего? Приставы, допустим, объявили, что наложат арест на пенсию должника. Это законно?

— Да. Но согласно общему правилу из трудовой пенсии может быть удержано не более 50%. В то же время предельный размер удержаний из трудовой пенсии может достигать — в установленных законодательством РФ случаях — 70%. К ним законодатель относит дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру