Атака на алиментщиков

В Общественной палате придумали, как приструнить плохих отцов и помочь хорошим семьям

Сегодня президент проведет Госсовет по вопросам поддержки семьи, материнства и детства. О предложениях, которые могут на нем прозвучать, рассказала председатель комиссии Общественной палаты по соцвопросам и демографической политике Елена Николаева.

В Общественной палате придумали, как приструнить плохих отцов и помочь хорошим семьям

— Сегодня у государства нет целостной концепции семейной политики в России. Через несколько лет страна неизбежно погрузится в демографическую яму, и выбираться из нее нужно системно, а этой системы как раз и не видно. Вопросами семьи и детства занимаются Минздрав, Минобразования, Минрегион... Одни и те же вопросы разбросаны по разным ведомствам, и никто эту работу не координирует.

— Требуется создать специальное министерство детства?

— Я с опаской отношусь к созданию дополнительных структур, которые требовали бы большого финансирования. С точки зрения ОП, на первое время было бы достаточно комиссии при правительстве, которая займется межведомственным взаимодействием. Ее мог бы возглавлять человек уровня вице-премьера.

— И на что он должен обратить внимание?

— Меняется структура бедности. Если раньше бедняками были в основном пенсионеры, то сейчас все больше бедность определяется количеством детей. У нас самый большой в мире процент работающих бедных. Семьи с детьми становятся самыми уязвимыми: появление каждого следующего ребенка больно бьет по благосостоянию. А меры поддержки пока не дают эффекта.

— Почему?

— У нас нет анализа и стандартов благосостояния семьи. Мы рассматриваем прожиточный минимум отдельного виртуального человека и не учитываем того, что он живет в семье. В итоге нам не понятно, каков для каждого региона минимальный стандарт, позволяющий достойно существовать (я подчеркиваю — достойно) семье с одним, двумя, тремя детьми. Этот стандарт должен учитывать не только продуктовую корзину, но и расходы на жилье, рост тарифов ЖКХ .

— Допустим, стандарт появился, и мы благодаря ему заранее знаем, что ближайшее повышение квартплаты станет для конкретной семьи катастрофой. Что делаем дальше?

— В таком случае должны быть разработаны различные формы поддержки семей в зависимости от их положения: субсидии на оплату ЖКХ, субсидированные кредиты, льготы, продуктовые наборы… При этом важно, чтобы государство обращало внимание не только на семьи, которые уже находятся в кризисной ситуации. Надо помогать и тем семьям, которые, что называется, оказались в зоне риска, не дать им свалиться в пропасть.

— Но согласитесь, живя с детьми на государственном иждивении, особо не развернешься. А для некоторых это вообще унизительно.

— Именно поэтому для тех, кто способен зарабатывать самостоятельно, появление ребенка не должно означать потерю трудоспособности. Если же мама одна воспитывает детей, то государство могло бы заключать с ней своего рода социальный контракт и платить ей зарплату. Мы ведь заинтересованы в улучшении демографической ситуации! В любом случае при планировании второго или третьего ребенка родители должны быть уверены, что они смогут устроить его в детский садик и продолжить работать. Раньше везде были ясельки, сейчас их не найти. И детских садов не хватает. Значит, нужно искать другие формы: стимулировать некоммерческие организации, которые бы создавали детские группы на первых этажах жилых домов. Но у нас сейчас такие некоммерческие формы не легализованы. Есть микросадики, но по причине отсутствия у них правового статуса и дети, пребывающие там, и их персонал законодательно не защищены. Насколько мне известно, в будущем законе “Об образовании”, общественное обсуждение которого сейчас запущено в Интернете, такие альтернативные формы предусмотрены.

— А как их финансировать?

— Здесь даже не требуется дополнительное финансирование. Государство выделяет на содержание каждого ребенка в детском саду определенную сумму. Если места сейчас нет — не возвращайте эти деньги в бюджет, отдайте сумму маме, пусть она попробует ее потратить на то, чтобы с другими мамами нанять няню.

— Президент говорит о стимулировании многодетных. Но есть семьи, где думают, заводить ли одного ребенка. Об их поддержке не говорится. А откуда будет много детей, если не появится первого?

— Конечно, нужно стимулировать и рождение первенца, ведь современные семьи начинают планировать ребенка все позже и позже. Если раньше нормальным считалось рождение ребенка, когда маме 20 лет, то сегодня норма — 30—35. Об этом нужно говорить, но, к сожалению, как только мы заводим такие разговоры, нам объясняют, что в бюджете недостаточно денег.

— Есть регионы, в которых много рожают, и прекрасно, что стимулирование многодетных семей еще поднимет показатели. Но как быть с регионами, где не рожают?

— Подходы в каждом регионе должны быть разными. Мы ввели термин “демографически депрессивные регионы”. Это центр России, Урал, Сибирь, Дальний Восток — где остро стоит проблема убыли населения. Хотя бы в них стоило стимулировать рождение первого ребенка, а не только второго и последующих.

— О неполных семьях на встрече речь пойдет?

— Безусловно, ведь 30% российских семей являются неполными, и, в частности, крайне актуальна проблема неуплаты алиментов. На наш взгляд, должен быть создан государственный алиментный фонд. В случае если родитель уклоняется от уплаты алиментов, нужно выплачивать их семье из этого фонда, а потом уже взыскивать с уклоняющегося родителя, со штрафными санкциями, так чтобы мало не показалось.

— На какие итоги Госсовета вы рассчитываете?

— Главным итогом заседания должны стать такие решения, от реализации которых каждый семейный россиянин ощутит реальную пользу. Какие именно это будут решения, мы услышим из уст президента. Конечно же, мы рассчитываем, что предложения Общественной палаты, о которых я вам частично рассказала, будут учтены при принятии этих решений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру