Мама для медвежонка

Дрессировщица Ольга Кудрявцева: “Важно, чтобы в любой ситуации животное по первому зову бежало ко мне!”

В ее жизни, казалось, все было предопределено с самого детства. Родители — музыканты, папа пел в Большом театре, и мир мелодий окружал ее с первых дней жизни. Маленькую Олю готовили к карьере пианистки. А она втайне от всех мечтала дрессировать медведей. Даже в куклы не играла, только с плюшевыми мишками.

Девочка выросла и стала аккомпаниатором, потом занималась организацией праздничных концертов, не подозревая, что с каждым днем приближается к осуществлению своей детской мечты.

Дрессировщица Ольга Кудрявцева: “Важно, чтобы в любой ситуации животное по первому зову бежало ко мне!”

— Очень большие желания всегда сбываются, — говорит заслуженная артистка России Ольга Кудрявцева. — Однажды я пригласила на концерт артистов цирка. Свой номер с медведями привез и Виктор Кудрявцев. Мы посмотрели друг на друга и поняли: это любовь с первого взгляда. Вскоре я оставила свою вполне благополучную и совершенно безопасную работу и пошла к Виктору уборщицей. Чистила клетки, убиралась. Зато мне позволялось погладить медведей. Шерсть у них густая, жесткая и очень теплая. А потом я стала воспитывать молодняк.

Почти все медведи из труппы дрессировщиков Кудрявцевых попали к ним в младенческом возрасте. К примеру, знаменитую Кабырзу, которая сегодня весит 250 килограммов, удочерили семидневным медвежонком.

— Это моя первая воспитанница, — с нежностью рассказывает Ольга. — Ее привезли Юрию Владимировичу Никулину с Алтая. Сначала самолетом, потом на машине с мигалками — боялись, что кроха погибнет в дороге. Она была лысенькая, с закрытыми глазками и ушками, помещалась на ладони — весила максимум 200 граммов. В коробке из-под обуви она могла лежать поперек. Юрий Владимирович, увидев это существо, растрогался: “У меня ощущение, что это крысиный ребенок”.

Ольга заворачивала медвежьего детеныша в вату, прижимала к груди, выпаивала молоком. Ничего удивительного, что Кабырза считает ее мамой и больше никого к себе не подпускает. Исключение — Виктор Кудрявцев.

— Воспитание медвежат начинается с первых дней, — говорит Ольга. — Поэтому между нами сразу устанавливается эмоциональная связь. Главная команда, которую усваивает медвежонок: “Иди ко мне!” Это основа наших взаимоотношений. Важно, чтобы в любой ситуации животное по первому зову бежало к дрессировщику. Медведь запоминает свою кличку, привыкает к распорядку дня. Утро обычно начинается с водных процедур, за которыми следует вкусный завтрак.

— Медведь — зверь непредсказуемый. У вас остались метки на память?

— Первую травму я получила от Примы. На репетиции она стукнула меня лапой и порвала глаз. Зашивали полтора часа в операционной. Прима поранила меня случайно, она ведь не знает, что люди так уязвимы. В природе мать-медведица воспитывает своих детей довольно сурово, и если что-то не так, дает такую затрещину, что они кубарем летят. Они и друг друга могут стукнуть. Животных надо чувствовать. Мы стараемся их не наказывать, потому что медведи запоминают обиду.

С Кабырзой.

— Ваши топтыгины — талантливые артисты. И на автомобиле разъезжают, и хула-хуп крутят, и танцуют. Какому трюку особенно сложно обучить?

— Кому-то сложно даже кульбиты делать. Пытаешься мишку перевернуть через голову, а он кричит от страха. Мы стараемся не навязывать им свои желания. У медведей много игрушек, мы наблюдаем и используем их пристрастия. Например, Прима трюк придумала сама — в финале на задних лапах уносит с манежа игрушку. А Кабырза с детства с удовольствием лежала под рейнскими колесами. Мы закрепили этот навык, и получится номер, который сегодня всех поражает: огромный медведь проползает под колесами.

— Наверное, бывали и опасные ситуации?

— Да, когда муж получает травму и я еще не знаю, насколько это серьезно. Или вдруг все начинает развиваться по непредвиденному сценарию. Зрители любят знаменитый аттракцион, когда Степан, как заправский каскадер, катает Дашу на автомобиле. Японцы даже думали, что машиной управляет компьютер. В трюке все высчитано до секунды. Однажды Степан отказался идти в манеж. Он трус, как все самцы. Виктор решил попробовать Дашу. Медведица — виртуоз картинга, но машину никогда не водила, она выступала только в роли пассажирки. Витя начал ее пересаживать на водительское место. Я вижу, что ей это не очень нравится, потому что все идет не так. Тогда муж сам сел за руль. И это Даше тоже пришлось не по нраву, она привыкла, что рядом сидит любимый брат Степан. Я ехала на подножке, обхватив Дашу рукой, и очень боялась, но, к счастью, все обошлось.

Но по-настоящему жутко мне было, когда мы работали на гастролях в Киеве. Пришел один поклонник с двумя огромными букетами и устроился в первом ряду. И вот в середине номера, когда медведи катаются на самокатах: я — с Кабырзой, а Витя — с Дашей, этот зритель с цветами неожиданно прыгает в манеж. И я понимаю, что сейчас произойдет непоправимое. Ведь Кабырза не подпускает даже ассистентов. Я завизжала, чтобы привлечь внимание мужа, толкаю Кабырзу к нему и закрываю собой зрителя. Но все-таки взмах лапой прошелся по букетам, все цветы превратились в гору лепестков. У меня коленки тряслись, я еле стояла на ногах. После этого долгое время не могла видеть цветы в зрительном зале, особенно в первом ряду: сразу начиналась паника.

— Ольга, среди ваших мохнатых артистов есть аксакалы под тридцать. В природе медведи столько не живут. Но возраст, наверное, все равно дает о себе знать?

— Медведи отличаются крепким здоровьем, но и у них случаются проблемы. У Степана была врожденная катаракта, один глаз успешно прооперировали. Даша тяжело переносит “критические дни”. У нее было сильнейшее воспаление матки, но мы справились. Когда звери плохо себя чувствуют, они не работают. Но мы все равно берем их с собой на репетицию для того, чтобы они не расстраивалась и чувствовали, что они нам нужны. Они все понимают.

— Знаю, что мишки помогли вам вернуться на манеж после смертельно опасной болезни.

— Шесть лет назад мне поставили диагноз “рак”. Болезнь — это, конечно, шок. После операции в Москве мне дали две выписки: одну, щадящую, для меня, и вторую — для родных. Когда я ее прочитала, мне стало страшно: четвертая стадия, 7 метастазов в печени. Жить оставалось полгода. Мне было 47 лет. Мы только вернулись из Японии, впереди было много контрактов, и вдруг все это превратилось в мираж. Я категорически не хотела умирать. В Германии мне сделали курс химиотерапии. Потом была сложнейшая операция на печени. А через два месяца я уже вернулась в цирк.

Виктор категорически запрещал мне даже приближаться к медведям. А меня мучили мысли о Кабырзе. Ведь, кроме меня, она ни с кем не сможет работать. Значит, придется мою медведицу куда-то пристраивать.

Я отстегнула мою принцессу и попросила: “Казюнечка, ты только иди тихо, потому что мне сейчас очень тяжело”. И она медленно-медленно вывела меня в манеж…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру