Вентиляторы плачут по прошлому лету

Продавцы холода все еще ставят на жару-2010

Настоящая летняя жара вот уже вторую неделю царит в столице. Продавцы климатической техники отмечают повышенный спрос на свои товары. Прошлым летом цены на охлаждающие приборы, подгоняемые паникой населения, выросли в 4,5 раза. Затем в течение всего года ценники переписывались, техника распродавалась и дарилась по акциям. Гуманнее остальных повели себя продавцы сплит-систем, их продукция фактически вернулась к своей реальной стоимости, отбросив все спекулятивные настроения. Продолжают навариваться на покупателях только распространители бюджетной техники — вентиляторов и напольных кондиционеров, цена на которые хоть и заметно сбавила по сравнению с прошлым летом, все равно продолжает оставаться необоснованно завышенной.

Продавцы холода все еще ставят на жару-2010

Невероятно, но факт: Россия — с устоявшимися западными стереотипами о вечном холоде и медведях на улицах — прочно занимает четвертое место в Европе по продажам климатической техники — после средиземноморских Испании, Италии и Греции. Чего нельзя было сказать летом 2010 года — на тот момент мы точно вырвались в лидеры этого рейтинга. Тогда, в конце июля — начале августа, любые охладительные приборы были в дефиците. Очереди на установку кондиционеров растягивались до ноября, а чтобы встать первым в этом списке, предлагалось заплатить двойную стоимость приобретаемой техники. Набирающие популярность напольные кондиционеры, не требующие специальной установки (что, по сути, и является их главным плюсом), взлетели в цене с 15 до 55 тысяч рублей. А самые обычные трехскоростные вентиляторы мощностью 60 Вт продавались от 2,6 до 5–6 тыс. руб. Покупателям, однако, оказалось гораздо труднее найти хоть что-нибудь из этой техники в наличии, чем уговорить себя потратиться на столь сомнительную покупку.

Этим летом, как утверждают продавцы бытовых охладительных приборов, уроки прошлого аномально жаркого сезона усвоены. Закупки климатического оборудования с учетом повышенного спроса сделаны, и дефицита кондиционеров и вентиляторов в магазинах бытовой техники можно не бояться. Действительно, сейчас найти охлаждающие системы всех мастей довольно легко. Начнем с того, что за прошедший год появилось огромное количество новых организаций, специализирующихся на климатической технике. Рунет пестрит весьма выгодными предложениями по продаже кондиционеров и сплит-систем. Размножившиеся фирмы решили и проблему очередей на установку оборудования. В этом сезоне продавцы обещают, что техника появится в доме в течение двух-трех дней, а сам монтаж займет не более трех часов. Зато осталась другая проблема: ажиотажный спрос спал, а цены остались довольно высокими. По оценкам экспертов, к концу 2010 года кондиционеры самой дешевой ценовой категории (от 8 до 20 тысяч рублей) подорожали на 40%. То есть они стали стоить от 12 тысяч рублей. Верхнюю ценовую планку назвать трудно — серьезные климатические системы, способные работать сразу на несколько комнат, продаются от 50 тыс. руб.

По словам менеджера по продажам одного из лидеров климатического рынка России, основной наплыв клиентов пришелся на межсезонье — с февраля по май 2011 года. Компания принимала по 8–9 заказов в день, в основном среднего ценового сегмента — в пределах 30 тыс. руб. кондиционер плюс установка 8–10 тыс. «Проблем с поставками не было, да и не будет уже. Это лето выдалось, что называется, умеренным. Покупка сплит-системы — довольно дорогое удовольствие, поэтому все те, у кого была возможность заранее подготовиться к новому лету, сделали это еще весной», — рассказал «МК» специалист. Он также поделился своими соображениями по поводу выбора между напольным кондиционером и традиционной сплит-системой. «Напольники отличаются довольно низкой производительностью, сильно шумят, зато вообще не требуют специального монтажа. Если вы решите приобрести такой бюджетный вариант кондиционера, жара перестает вас мучить, но начинает сводить с ума шум работающей техники. Это как раз и определяет сферу их применения — кондиционирование летних дач и арендованных квартир», — уверен эксперт. К слову, цена на напольные кондиционеры в прошлом году фактически сравнялась со стоимостью серьезной сплит-системы, а этим летом опустилась до уровня дешевого ценового сегмента — на электронных ярмарках столицы «напольники» продаются в районе 25 тыс. руб.

В то же время купить «погоду в доме» не каждому по карману. В среднестатистической семье привыкли обходиться вентилятором и находят варианты, как с его помощью создать в комнате приятную прохладу. Известно, что вентилятор не охлаждает воздух, а лишь разгоняет его: создает ветер, не снижая температуры. Тем не менее это не помешало спекулянтам в прошлом году задрать цены на «ветродуи» до космических высот. Прошлым летом, комментируя эту ситуацию, Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, высказал некоторые свои соображения: «Рынок этот конкурентный, и обязательно найдется предприниматель, который выставит в продажу партию вентиляторов по старой цене, заставив тем самым других сбрасывать цены. Это вопрос месяца-двух». Однако даже если и нашелся такой предприниматель, то он оказался гораздо хитрее нашего эксперта. Цены на вентиляторы вроде бы и рухнули почти в два раза. В то же время те модели, которые еще в 2009 году продавались по 500–700 рублей, сегодня реализуются минимум за 2 тысячи. Согласитесь, на фоне прошлогодней цены в 5 тысяч новый ценник выглядит очень соблазнительно. Сегодня самые маленькие вентиляторы — те, что крепятся специальной прищепкой к рабочему столу или дивану, стоят от 650 рублей. Модели российских брендов, почему-то позиционирующих себя как европейские, а в народе прозванные по-русски «витьки», продаются по цене от 2,5 до 2,8 тыс. руб. Есть, правда, и безымянная техника по 1,4 тыс. руб., но особого доверия она нашим корреспондентам не внушила. Зато дефицита точно не наблюдается, а по обещаниям продавцов цена на бюджетную охладительную технику к концу сезона может упасть еще в 1,5 раза.

Материалы по теме: "Взлетят ли цены на воздух?"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру