Что почем в Древнем мире
К ристалищу подойти было сложно. Через «матюгальник» гремели команды организаторов, обращенные к участникам, и мольбы к зрителям — чтобы не лезли на поле битвы. Зрители слушались паршиво. Пробраться в первый ряд мне не удалось, да и цели такой не ставилось. Я все хотел «повтыкать» на быт. На то, как жили люди, чего ели и как одевались. И такая возможность мне представилась. Вот она — старинная деревня.
Старинная деревня, впрочем, состояла из брезентовых палаток еще советского образца. Видимо, затеваться с шалашами участникам не захотелось. Пролезаю через палаточные растяжки и знакомлюсь с «древней девой». Дева оказалась не так уж и стара. Студентка биофака МГУ Екатерина занялась исторической реконструкцией сравнительно недавно — год назад. Сейчас она занимается в зеленоградском клубе «Алатырь».
Естественно, Катя свою историю (личную историю «вхождения» в историческую реконструкцию) начинает со слов про тягу к корням, к тому, с чего начиналась наша история. Спрашиваю о первых шагах любого реконструктора. Начинается все с создания собственного костюма и выбора эпохи. Это тот самый случай, когда человек выбирает времена, а не наоборот. Катя остановилась на финно-угорских племенах
Компьютерщик-викинг
А здесь, в средневековом палаточном лагере, остались в основном женщины. Что тоже очень похоже на исторические реалии. «Реалии» кашеварят, пьют мед (правда мед, я проверял) и воду. С ассортиментом блюд на тогдашней Руси было негусто, что бы там ни говорили про экологически чистые продукты. Собственно говоря, лично меня не устраивают в тогдашней эпохе расстояния (ни метро, ни мотоциклов) и отсутствие, например, футбола. Правда, всемирно популярную игру тогда везде заменяло такое увлечение, как отрывание голов себе подобным. Отметим, что и сейчас эта забава не менее популярна. Что касается расстояний, то я ради интереса прикинул свой маршрут до Коломенского от дома (а это самый север Москвы) и понял, что в цивилизации, несмотря на все ее издержки, есть определенный кайф. Но тут уж кому что любо.
Александр из клуба «Белая рысь» (г. Жуковский) «айтишник» и самый что ни на есть суровый скандинавский воин. Переквалифицировался в «солджера оф форчун» Средних веков Саша два с лишним года назад.
Главная Сашина гордость — ламеллярный доспех. Если верить «Википедии», это общее название доспеха из сплетенных между собой шнуром пластин. Дело по тем временам дорогое, да и по нынешним такой на барахолке за трояк не укупишь. Как и шлем. Александр заказывал свой шлем в Нижнем. Обошелся он ему в 12 тыс. целковых. И делали его целый месяц. Причем делали по старой технологии — отверстия тогда не сверлились, а пробивались. Спрашиваю, сколько ему платят за выступление? Нет. О деньгах речь не идет. Редко-редко когда кто-то заказывает нечто вроде корпоратива с участием мастеров реконструкции, а так все это за свой счет и для своего удовольствия. Ну раз удовольствие, значит, надо попробовать. И на меня навьючивают тот самый ламиллярный доспех. Мало того, что пластины до некоторой степени заржавели, так все это «удовольствие» весит изрядно. Как мне сообщили, целый пуд. И шлем на голову. И почувствовал себя как в танке, только без мотора. Все мечи, как назло, участвовали в битве (а она еще не закончилась), и мне вручили боевой топор. Со всей этой амуницией мало того, что надо было сражаться, так еще следовало и передвигаться. А война — это, как известно, не сами боевые действия, а бесконечная дорога до них. Тут задумаешься, что лучше — броня или быстрые ноги, которые на войне еще никому не помешали. Делаю несколько выпадов топором и снимаю «бронежилет». Без кольчуги лучше. Но страшнее. Что касается боевых мечей, то, по словам Александра, скандинавский меч-каролинг — вот что такое настоящий ножик! Говорит, что таким мечом можно было и голову одним махом отрубить.
Гвозди бы делать
От всех этих живодерских подробностей захотелось мне чего-нибудь мирного. И повод представился. Тут же неподалеку обнаружил я древнюю кузницу. Дмитрий избрал для себя именно это амплуа. Он увлекается исторической реконструкцией тоже сравнительно недавно — один год. На глазах многочисленных зрителей Дима отковал обычный гвоздь. К слову, все начинающие «исторические» кузнецы поперву куют именно гвозди. На изготовление ушло минут десять. Но опытный, матерый кузнец делает его минуты за 3. Такая самодельная кузня, как у Дмитрия, позволяет нагреть заготовку до
Но не одними гвоздями жив человек. Рядом человек-реконструктор сидел в самых обыкновенных колодках. Если находиться в доспехах дело сложное, то «сидение» в колодках представлялось занятием вообще бесперспективным. Попробуй так лет 5 посидеть по приговору суда.
Проблемы нашего времени
С какими проблемами сталкиваются реконструкторы? Я звоню Виктору Кралину — руководителю клуба исторической реконструкции «Белая рысь». Спрашиваю, чем родные партия и правительство помогают?
— Вся помощь сводится к тому, чтобы помешать. Было у нас помещение в школе в Жуковском. Мы там занимались патриотическим воспитанием. Оказались не нужными. Директор школы решила помещение использовать по-другому. Ее дело. Ладно, сунулся в мэрию. Предложили два варианта. Один за 17 штук в месяц, другой за 24. Отказались. В результате приютили нас в ДК в Раменском. Есть еще офис — скидываемся по 200 рэ в месяц, снимаем за 6 тысяч еще и комнату. Держимся на идее. Наш клуб как-то с 2002 года продержался, продержимся, наверное, и дальше. Кто участвует? Всего нас 20 человек. Кого только нет! Летчики, журналисты, банкиры и даже сотрудники спецслужб. Всем нам небезразлична история. Но чиновникам она нужна только по праздникам. Но, к счастью, историю делают все, а не только они. Я не призываю к массированной господдержке клубов исторической реконструкции. Все знают, что стоит государству куда-то влезть, как все интересное кончается, а начинается элементарный распил бабла. Но хоть чуть-чуть. Не помогайте, просто не мешайте.
Но в этом отношении на Руси точно ничего не изменилось. Мешать будут точно. Кстати, о «мешании». Уже спустя время после Дня города звоню Игорю Панину — давнему другу «МК» и руководителю объединения каскадеров. Игорь много лет проводит турнир по историческому фехтованию, а звоню я ему в момент проведения очередной реконструкции. И вот он рассказывает: «Ну невозможно! Всю дорогу мешают. И придумывают предлоги. Вот провожу в
Скепсис моего собеседника можно понять. Сколько я знаком с Игорем Паниным и другими реконструкторами, столько раз приходилось сталкиваться с проблемами, которые возникают у этих энтузиастов. Даже больше скажу, лично меня волнуют не проблемы отдельно взятых клубов, а судьбы ребят, увлекшихся стариной и то и дело сталкивающихся с вполне себе современными трудностями. Посмотришь на них и поймешь, отчего молодые люди выбирают очень далекое прошлое. В котором нет ни чиновников, ни проблем, которые создают эти государевы слуги.