О бедном туристе замолвите слово!

Россияне не могут вернуться в Россию по вине своих же законодателей

Россияне не могут вернуться в Россию по вине своих же законодателей

Нет, он, конечно, небедный, этот российский турист. Он тщательно готовился к поездке на курорт. Он весь год копил деньги, прекрасно зная, что на летний отпуск уходит от полутора до трех полных месячных доходов всех членов семьи — в зависимости от количества детей.

Собрав деньги, российский турист долго сидел в офисе очередной туристической компании, старательно листая толстые рекламные журналы, где на невозможно красивых фотографиях плескалось неестественно синее море, где столы в ресторанах ломились от яств, а счастливые дети прыгали в огромные бассейны с застывшим радостным визгом.

Растерявшись от обилия этой красоты, российский турист спрашивал хозяйку турбюро: «А что вы посоветуете?». На что она, таинственно подмигнув, указывала на очередное фотографическое счастье и шептала: «Вот это! Берите, не пожалеете! Сама только что оттуда вернулась!..».

Дальше подписывался договор, выдавались билеты, покупались страховки, и счастливый турист, схватив в охапку семью, укатывал из суровой северной России в теплое счастье.

А потом... А потом, отдохнув, он приходил в аэропорт и неожиданно узнавал, что везти его обратно, в суровую Россию, никто не будет!..

Причины у этого разные.

Бывают поломки самолета — тогда приходится провести всего одну ночь в ближайшей гостинице, пока уважаемая крупная авиакомпания с извинениями пригонит другой самолет. В этих случаях телевидение передает это в новостях, трогательно сообщая: «Всем выдано горячее питание».

Однако если перевозчик маленький и исключительно чартерный, то приходится провести в аэропорту пару ночей, пока перевозчик сообразит, где взять необходимые деньги, и отремонтирует именно этот самолет. И в этих случаях несчастный турист получает по полной программе все прелести вынужденного бомжевания — отсутствие душа, питание либо всухомятку, либо за сумасшедшие деньги в аэропортовских кафе-ресторанах, а главное — чарующие южные ночи, проведенные в жестких креслах зала ожидания под вопли детей, лежащих на полу на случайных подстилках.

Бывает такое? Бывает. Кто в этом виноват?

Виновный позже находится, и его жестко наказывают.

Туристическую компанию, не умеющую вести бизнес, банкротят. Авиакомпанию, владеющую двумя полусломанными самолетами, лишают лицензии. Перед туристами извиняются, частенько даже выплачивая денежные компенсации.

Но все это — «потом»!..

А в тот самый момент, когда туристы еще сидят в том самом аэропорту, никто ничего для них сделать не может.

Еще раз повторяю: НИКТО и НИЧЕГО!

Все выражают озабоченность, сочувствие — и только.

И дело тут не в человеческой черствости или чьем-то профессиональном неумении. Выясняется, что механизмов помощи туристу, застрявшему в каком-то южном раю, просто нет, ибо в деле помощи такому туристу каждая туристическая компания — сама по себе.

Общая помощь не предусмотрена. Не утверждена!

Вы не поверите, вы воскликнете: как? такого не может быть! Ведь из года в год эти истории повторяются. Так неужели в стране с миллионами туристов, в государстве, где оборот турбизнеса измеряется миллиардами, нет какого-то единого механизма «спасения утопающего»? И он, как в той поговорке, вынужден помнить только одно: что дело его спасения — это «дело рук самого утопающего». Именно так!

И последняя история с туристами в Болгарии лишь поставила жирный вопросительный знак в этом вопросе. Видимо, подобное должно было когда-то произойти, чтобы проблема была поставлена перед российскими властями в чистом виде и со всей очевидностью.

Итак, все знают, что почти 600 российских туристов застряли в Бургасе и что болгарский перевозчик «Булгар эйр» отказывался перевозить их из-за долга в 3,6 миллиона евро, которые ему не выплатила компания «Алма Тур».

Все знают, что туристы пять дней ночевали в аэропорту, пока их начали частично вывозить, а частично они сами стали покупать билеты домой.

Информация об этом передавалась, как вести с фронта. Вся страна душой болела за соотечественников, мучающихся на чужбине, мысленно представляя себя на их месте. В репортажах звучали грозные вопросы «кто виноват?» и «доколе?».

Из ответов становилось понятно, что виноваты болгары. Что они этим окончательно подорвали свой туристический имидж. Других виновных в этих репортажах как-то не нашлось. Однако позвольте дополнить этот список и назвать настоящих виновников того, что российские туристы не смогли без проблем прилететь домой.

Чтобы их назвать, следует напомнить о том, что ускользает от общественного внимания. А ускользает то, что «Алма Тур» — это болгарская туристическая компания, и в России есть лишь ее представительство. И это российское представительство, получая деньги от туристов, исправно отсылало их в Болгарию. И куда главная болгарская компания дела те самые 3,6 миллиона евро — это внутренний болгарский вопрос, которым уже занимается болгарская прокуратура.

Но тут на поверхность выплывает совсем другой вопрос, но этот вопрос — главный: кто должен гарантировать экстренную помощь российскому туристу, если он застрял на чужбине, а конкретного российского «виновника» не существует?

Самое смешное, что все, кому я задавал этот вопрос, неуверенно говорили: «Ну, наверное, МЧС, у них же есть самолеты...»

Уверенность, что Шойгу придет и спасет, нерушима, но абсурдна — МЧС, может, и должно спасать туристов, но только если там, вдалеке, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация. Однако наличие жуликов в болгарском «Алма Туре» является стихийным бедствием только для болгарской прокуратуры.

Тогда кто же этот Капитан Россия, который прилетит, обогреет, вывезет?

Оказывается, у этого спасителя есть имя, и звучит оно так: «Один процент».

Выясняется, что в странах, которые помнят о том, что даже уехавший на отдых гражданин не теряет гарантии защиты своего государства, существует простой способ ликвидации подобного нестихийного бедствия.

Выясняется, что в этих странах парламентом принят специальный закон о фонде взаимного страхования, или залоговом фонде. Называться эта система может по-разному, но принцип один: все туристические компании отчисляют, к примеру, 1% от страховой премии либо от оборота в специальный фонд, который предназначен для гарантии от подобных случаев. Когда что-то вдруг сломалось или кто-то кого-то кинул.

А дальше — просто. Оперативно принимается решение об эвакуации людей, из денег фонда нанимаются самолеты — и все; люди не страдают, скандал погашен.

Безусловно, потом юристы этого фонда через суды разорят виновных, но это — потом, когда прилетевшие домой туристы будут рассказывать соседям, как великолепно они отдохнули.

Но в России нет такого обязательного закона! Поэтому наши туристы из Болгарии возвращались, либо купив билеты за свои деньги, либо им во второй раз купили билеты туристические компании, которые сами на этом погорели из-за «братьев болгар». Но, к примеру, питерцы улететь не смогли, потому что питерская туристическая компания маленькая, и денег у нее на билеты нет.

Так кто, скажите, виновен в том, что из года в год повторяется это безобразие?

Ответ конкретен и прост: российские законодатели, из года в год думающие только об одном — о своем новом переизбрании.

Однако ругать российских парламентариев — это все равно что нагревать воздух.

Поэтому мы поступим просто — выскажем настоятельное требование к властям немедленно принять закон о гарантии экстренной помощи гражданам РФ!

Принять подобный закон легко, ибо он не связан с дополнительными тратами из госбюджета — его денежное наполнение идет за счет самих туристических компаний.

Нужно только законодательно разрешить подобный механизм и жестко обязать российский туристический бизнес его выполнять.

И последнее.

Воистину Михаил Жванецкий, как всегда, прав. Однажды он написал: «Героизм одних — это преступление других». И когда нашим гражданам показывают по телевизору победные репортажи о том, как из какого-то «прекрасного далёка» героически вывезли еще сто человек, немедленно рождается вопрос: а кто тот «преступник», из-за которого этот героизм нужно проявлять?

В данном случае ответ известен.

И если в следующем году мы опять будем слышать о подобном «героизме», то будем знать: «преступники» сидят по тому же адресу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру