Хватит любить детей «от противного»!

Нам нужен нацпроект по спасению юношества, а не имитация бурной деятельности

Нам нужен нацпроект по спасению юношества, а не имитация бурной деятельности

Если кто забыл школьную программу, напомню: в математике есть способ доказательства теорем «от противного», предполагающий нахождение истины путем опровержения ложных утверждений. Его, похоже, взяли на вооружение наши законодатели, цель которых — доказать всем свою беззаветную любовь к детям. Любовь эта в буквальном смысле обостряется от противного, когда окружающая жизнь на самом деле угрожает нравственному здоровью ребенка. Тут-то и появляется закон о защите детей от вредной информации.

Любой педагог — охранитель. Оберегать ребенка от вредных влияний — его прямая обязанность. В прошлом веке мы дружно боролись с влиянием улицы, на что в своей интермедии остроумно ответил А. И. Райкин: «Вот все говорят: влияние улицы, влияние улицы! Но что поделать, если кругом одни улицы». С тех пор улицы не стали безопаснее для детей, но дети сами стали их покидать, уходя в виртуальное пространство. Этот процесс затронул не только крупные города. «Вы не поверите, — рассказал мне недавно директор сельской школы в Алтайском крае, — в этом году впервые в первый класс пришли абсолютно не читающие дети. Но как только они попали в класс информатики, сразу нашли нужные кнопки и с упоением принялись играть в компьютерные игры».

Виртуальные улочки таят в себе не меньше опасностей, чем реальные. Еще задолго до принятия закона надзорные органы предписали школам поставить защитные фильтры, препятствующие доступу детей к порносайтам, сайтам, провоцирующим суицид и т. д. Умные родители сделали это сами. Зачем же потребовался новый закон, вызвавший волну критики в СМИ и в обществе?

Мировой опыт показал тщетность попыток поставить дамбу на пути мутных информационных потоков. «Продвинутый» Сингапур потратил миллионы долларов на разработку и внедрение мощного фильтра, но и там не оценили степень креативности цифрового поколения. Спустя несколько дней 14-летнее дарование взломало хитроумную систему защиты. Тут на память приходят пушкинские строки: «Шалун уж отморозил пальчик, ему и больно, и смешно, а мать грозит ему в окно». Потому-то наша родина-мать решила погрозить одновременно в окна Windows, кинотеатров, издателей СМИ и литературы, школ и библиотек, но не мальчику (что с него взять?), а производителям контента.

Ну а что прикажете делать, если даже в хрестоматию для 3-го (!) класса ее авторы помещают тексты, ставящие в тупик не только родителей, но и учителей. Казалось бы, какую скрытую опасность могут представлять былины об Илье Муромце? Ан нет, открываем хрестоматию, изданную тиражом 10 тысяч экземпляров...

Пообедал Святогор-богатырь

И пошел с женой в шатер прохлаждатися,

И разные забавы заниматися.

Тут богатырь и спать заснул.

А красавица жена его богатырская

Пошла гулять по чисту полю

И высмотрела Илью в сыром дубу.

Говорит она таковы слова:

«Ай же, дородний добрый молодец!

Сойди-ка со сыра дуба,

Сойди, любовь со мной сотвори,

Буде не послушаешься,

Разбужу Святогора-богатыря и скажу ему,

Что ты насильно меня в грех ввел».

Нечего делать Илье:

С бабой не сговорить, а со Святогором не сладить;

Слез он с того сыра дуба

И сделал дело повеленное.

Взяла его красавица, богатырская жена,

Посадила к мужу во глубок карман.

<...>

И вытащил Святогор-богатырь Илью Муромца

Из кармана, и стал его выспрашивать,

Кто он есть и как попал к нему во глубок карман.

Илья ему сказал все по правде, по истине.

Тогда Святогор жену свою богатырскую убил,

А с Ильей поменялся крестом

И назвал его меньшим братом.

Вероятно, авторы полагают, что учитель затеет с третьеклассниками разговор о святости мужской дружбы, которую не могут омрачить козни похотливой бабы. Тем не менее, оберегая их от неприятностей, рекомендую срочно поставить на детскую книжку маркировку 18+ и рекомендовать ее отцам семейств для чтения вслух женам в целях профилактики адюльтера. Глядишь, тогда количество неполных семей уменьшится, что благотворно отразится на воспитании детей. Все польза.

Но шутки в сторону. Меня напрягает то, что профессиональное сообщество производителей контента, обсуждая отдельные формулировки закона, могущие послужить инструментом политической цензуры или поводом для сведения счетов в коммерческой конкуренции, в первую очередь размышляют о своих, взрослых проблемах. А реальная защита детей отходит на второй план.

Возьмем, к примеру, проблему использования нецензурных выражений в фильмах, спектаклях, телевизионных шоу. Запикивание — не метод; ребенок уже в детском саду спрашивает, что скрывается за этими «пи-пи-пи» в эфире. «Плохие слова, которые тебе не надо повторять», — отвечают родители, оставляя ребенка в недоумении: если эти слова плохи, то почему взрослые произносят их в устной речи, песнях, стихах? А суть дела, на мой взгляд, в отсутствии таланта. На память приходят строки из песни В. С. Высоцкого:

Протопи ты мне баньку по-белому —

Я от белого света отвык.

Угорю я, и мне, угорелому,

Пар горячий развяжет язык.

Язык развязался, но ненормативная лексика не полилась. Почему?

Бездарность будет имитировать чувства зэка, заходясь хрипом под Высоцкого. Посредственность, не умея найти прожигающую душу метафору, легко вставит в текст матерщину. Я не призываю к лицемерию; делать вид, что матерщины не существует, глупо. Когда А. И. Солженицын в «Одном дне Ивана Денисовича» (программа 11-го класса) употребляет выражения «смехуечки» и «маслице да фуяслице», он делает это для достоверной характеристики героев. И было бы глупостью изъять повесть из школ, поставив на книге маркировку 18+. До этого, думаю, не дойдет, ибо и Солженицын, и Высоцкий демонстрируют выдающиеся образцы целомудренного отношения к языку. Целомудрие не означает оскопления живой жизни и речи. Напротив, это сплав целостности языка, вбирающего в себя в том числе уличную лексику, с мудростью, позволяющей чувствовать грань, за которую не стоит переходить.

Да, какие-то ограничения нужны, но это не что иное, как любовь к детям «от противного», наивная вера в магическую силу запрета, образец реактивного управления, всегда запаздывающего и малоэффективного. Гораздо более продуктивным мне представляется иной ход. Не стоит тратить силы на объяснение подросткам, что условный автор Пупкин — плохой поэт. Его тотальный запрет лишь подогреет интерес к «творчеству». Гораздо важнее научить молодых людей чувствовать и любить подлинное, настоящее в культуре и в жизни.

Сказанное относится не только к искусству и литературе. Только что все мы задохнулись от ненависти: как его назвать, этого отморозка, отправившего на тот свет семь человек — детей и их учителей? Очевидно, что после ДТП на Минской улице наказания за езду в пьяном виде будут ужесточены. Но тут мы опять идем «от противного». А может, стоит пойти другим путем — ввести обязательное трехлетнее обучение вождению всех подростков с 9-го по 11-й класс, с правом сдачи экзамена на права по достижении совершеннолетия? За три года появится возможность не на словах, а на деле привить им культуру поведения на дорогах. Без наказаний, конечно, не обойтись, и появление на занятиях даже с запахом пива (не говоря уже о наркотиках) должно лишать возможности получения прав, допустим, в течение пяти лет. Это ли не реальная профилактика алкоголизма и наркозависимости, подкрепленная мощным стимулом?

В то же время наиболее добросовестные ребята могут быть подготовлены для получения профессиональных прав после соответствующей стажировки. Вот вам и надежный кусок хлеба после окончания школы. Развернуть такое обучение можно повсеместно: на базе школ и центров дополнительного образования, домов творчества и реанимированного ДОСААФ. Главное — не допустить имитации бурной деятельности (например, введение обязательного третьего урока физкультуры привело к тому, что на третьем уроке дети сидят в классе и тихо играют в шахматы и шашки). Нужны оборудованные площадки, недорогие автомобили. И отечественный автопром не останется внакладе, получив госзаказ под эту программу. Появятся дополнительные рабочие места для инструкторов по обучению школьников...

Любое серьезное дело требует мобилизации ресурсов. Это в равной степени касается производства культурного контента, продвижения его в СМИ, поголовного обучения вождению всех подростков и т. п.

Мобилизация ресурсов происходит у нас под госпрограммы. Как педагог с многолетним стажем я уверен: нам нужен национальный проект по спасению детей. Одной любовью «от противного» положение не исправить. Надо, наконец, научиться работать на опережение. 1 июня 2012 г. Президент РФ подписал указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Но стратегию необходимо наполнять не лозунгами, а реальным, интересным школьникам содержанием. Вот и посмотрим — получится ли?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру