Если кто забыл школьную программу, напомню: в математике есть способ доказательства теорем «от противного», предполагающий нахождение истины путем опровержения ложных утверждений. Его, похоже, взяли на вооружение наши законодатели, цель которых — доказать всем свою беззаветную любовь к детям. Любовь эта в буквальном смысле обостряется от противного, когда окружающая жизнь на самом деле угрожает нравственному здоровью ребенка. Тут-то и появляется закон о защите детей от вредной информации.
Любой педагог — охранитель. Оберегать ребенка от вредных влияний — его прямая обязанность. В прошлом веке мы дружно боролись с влиянием улицы, на что в своей интермедии остроумно ответил А. И. Райкин: «Вот все говорят: влияние улицы, влияние улицы! Но что поделать, если кругом одни улицы». С тех пор улицы не стали безопаснее для детей, но дети сами стали их покидать, уходя в виртуальное пространство. Этот процесс затронул не только крупные города. «Вы не поверите, — рассказал мне недавно директор сельской школы в Алтайском крае, — в этом году впервые в первый класс пришли абсолютно не читающие дети. Но как только они попали в класс информатики, сразу нашли нужные кнопки и с упоением принялись играть в компьютерные игры».
Виртуальные улочки таят в себе не меньше опасностей, чем реальные. Еще задолго до принятия закона надзорные органы предписали школам поставить защитные фильтры, препятствующие доступу детей к порносайтам, сайтам, провоцирующим суицид и т. д. Умные родители сделали это сами. Зачем же потребовался новый закон, вызвавший волну критики в СМИ и в обществе?
Мировой опыт показал тщетность попыток поставить дамбу на пути мутных информационных потоков. «Продвинутый» Сингапур потратил миллионы долларов на разработку и внедрение мощного фильтра, но и там не оценили степень креативности цифрового поколения. Спустя несколько дней
Ну а что прикажете делать, если даже в хрестоматию для
Пообедал Святогор-богатырь
И пошел с женой в шатер прохлаждатися,
И разные забавы заниматися.
Тут богатырь и спать заснул.
А красавица жена его богатырская
Пошла гулять по чисту полю
И высмотрела Илью в сыром дубу.
Говорит она таковы слова:
«Ай же, дородний добрый молодец!
Сойди-ка со сыра дуба,
Сойди, любовь со мной сотвори,
Буде не послушаешься,
Разбужу Святогора-богатыря и скажу ему,
Что ты насильно меня в грех ввел».
Нечего делать Илье:
С бабой не сговорить, а со Святогором не сладить;
Слез он с того сыра дуба
И сделал дело повеленное.
Взяла его красавица, богатырская жена,
Посадила к мужу во глубок карман.
<...>
И вытащил Святогор-богатырь Илью Муромца
Из кармана, и стал его выспрашивать,
Кто он есть и как попал к нему во глубок карман.
Илья ему сказал все по правде, по истине.
Тогда Святогор жену свою богатырскую убил,
А с Ильей поменялся крестом
И назвал его меньшим братом.
Вероятно, авторы полагают, что учитель затеет с третьеклассниками разговор о святости мужской дружбы, которую не могут омрачить козни похотливой бабы. Тем не менее, оберегая их от неприятностей, рекомендую срочно поставить на детскую книжку маркировку 18+ и рекомендовать ее отцам семейств для чтения вслух женам в целях профилактики адюльтера. Глядишь, тогда количество неполных семей уменьшится, что благотворно отразится на воспитании детей. Все польза.
Но шутки в сторону. Меня напрягает то, что профессиональное сообщество производителей контента, обсуждая отдельные формулировки закона, могущие послужить инструментом политической цензуры или поводом для сведения счетов в коммерческой конкуренции, в первую очередь размышляют о своих, взрослых проблемах. А реальная защита детей отходит на второй план.
Возьмем, к примеру, проблему использования нецензурных выражений в фильмах, спектаклях, телевизионных шоу. Запикивание — не метод; ребенок уже в детском саду спрашивает, что скрывается за этими «пи-пи-пи» в эфире. «Плохие слова, которые тебе не надо повторять», — отвечают родители, оставляя ребенка в недоумении: если эти слова плохи, то почему взрослые произносят их в устной речи, песнях, стихах? А суть дела, на мой взгляд, в отсутствии таланта. На память приходят строки из песни В. С. Высоцкого:
Протопи ты мне баньку по-белому —
Я от белого света отвык.
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
Язык развязался, но ненормативная лексика не полилась. Почему?
Бездарность будет имитировать чувства зэка, заходясь хрипом под Высоцкого. Посредственность, не умея найти прожигающую душу метафору, легко вставит в текст матерщину. Я не призываю к лицемерию; делать вид, что матерщины не существует, глупо. Когда А. И. Солженицын в «Одном дне Ивана Денисовича» (программа
Да, какие-то ограничения нужны, но это не что иное, как любовь к детям «от противного», наивная вера в магическую силу запрета, образец реактивного управления, всегда запаздывающего и малоэффективного. Гораздо более продуктивным мне представляется иной ход. Не стоит тратить силы на объяснение подросткам, что условный автор Пупкин — плохой поэт. Его тотальный запрет лишь подогреет интерес к «творчеству». Гораздо важнее научить молодых людей чувствовать и любить подлинное, настоящее в культуре и в жизни.
Сказанное относится не только к искусству и литературе. Только что все мы задохнулись от ненависти: как его назвать, этого отморозка, отправившего на тот свет семь человек — детей и их учителей? Очевидно, что после ДТП на Минской улице наказания за езду в пьяном виде будут ужесточены. Но тут мы опять идем «от противного». А может, стоит пойти другим путем — ввести обязательное трехлетнее обучение вождению всех подростков с
В то же время наиболее добросовестные ребята могут быть подготовлены для получения профессиональных прав после соответствующей стажировки. Вот вам и надежный кусок хлеба после окончания школы. Развернуть такое обучение можно повсеместно: на базе школ и центров дополнительного образования, домов творчества и реанимированного ДОСААФ. Главное — не допустить имитации бурной деятельности (например, введение обязательного третьего урока физкультуры привело к тому, что на третьем уроке дети сидят в классе и тихо играют в шахматы и шашки). Нужны оборудованные площадки, недорогие автомобили. И отечественный автопром не останется внакладе, получив госзаказ под эту программу. Появятся дополнительные рабочие места для инструкторов по обучению школьников...
Любое серьезное дело требует мобилизации ресурсов. Это в равной степени касается производства культурного контента, продвижения его в СМИ, поголовного обучения вождению всех подростков и т. п.
Мобилизация ресурсов происходит у нас под госпрограммы. Как педагог с многолетним стажем я уверен: нам нужен национальный проект по спасению детей. Одной любовью «от противного» положение не исправить. Надо, наконец, научиться работать на опережение. 1 июня 2012 г. Президент РФ подписал указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на