В зале среди многочисленной братии чиновников из Департамента образования (глава департамента Исаак Калина председательствовал), администрации ЦАО, директоров школ рассредоточились представители управляющих советов — родители. Скучного заседания с не менее скучными докладами не было. С первых же минут на публику посыпались «новые возможности»: что ни презентация, то демонстрация очередной IT-новинки, которая либо уже есть в школах, либо будет в самом ближайшем светлом будущем. Глава Департамента информационных технологий Артем Ермолаев, больше похожий на топ-менеджера IT-компании, в режиме онлайн продемонстрировал залу работу видеокамер («Я сам отец двоих детей, поэтому тема мне очень близка»).
Учительница начальных классов школы 1518 сорвала аплодисменты, рассказав и тут же на экране показав, как она в Интернете на специализированном ресурсе ведет учительскую страницу для своих второклашек, где они делают презентации и альбомы, решают задачки, «ходят» на виртуальные экскурсии, рисуют и т.д.
Учеников колледжа на компьютерном тренажере теперь научат управлять сложной техникой. Пока докладчица рассказывала о плюсах такого обучения, невидимый водитель на экране «учился» работать на экскаваторе и пару раз под смех зрителей умудрился устроить «аварию», о чем программа тут же сообщила незадачливому «ученику».
Сегодня на компьютере можно учиться шить, варить суп, решать задачи, моделировать атомную реакцию... Словом, все то, что прежде — еще 20 лет назад — ученики изучали по плакатам и методическим пособиям, сейчас можно «пощупать руками» и изучить на компьютере.
Как уверяли выступавшие специалисты от образования, новые инструменты дают возможность учителю вспомнить о том, что он творческий человек. Электронная документация — тот же журнал, дневник — должна минимизировать бумажную рутину и сократить временной интервал между сообщением учителя и реакцией на него родителя. Электронный учебник способен дать материал не только в формате чтения и запоминания, но и позволит попрактиковаться, посмотреть видео и фото по теме, зайти в библиотеку или глоссарий. Бумажный учебник — это знания в формате 2D, а электронный — как минимум 3D. И даже пресловутый мел и старая добрая доска должны уступить место доске интерактивной, спасая руки учителя от высыхания и трещин.
— Вы попробуйте заглянуть в будущее на 20 лет вперед, — предложил Исаак Калина. — Как будут жить наши дети и внуки? Есть два варианта: либо мы с вами учим детей нашему прошлому, в котором мы, безусловно, получили много опыта и мудрости, либо мы вместе учимся их будущему. Ведь еще десять лет назад не было даже в мыслях тех профессий, которые сегодня входят в десятку самых востребованных в мире. Жизнь меняется с огромной скоростью, и школа не может опаздывать за ней. Учитель обязан быть современником учеников. Он должен быть хотя бы немного человеком из будущего.
В том-то и смысл нынешних нововведений, которые, по мнению Калины, за последние полтора-два года набрали хороший темп, в то, чтобы соблюсти баланс между традицией и новыми технологиями. Задача — максимально лояльно настроить учителей к требованиям жизни.
Но как раз с прошлым — знакомым, полным незыблемых школьных ценностей и традиций — зал расставаться очень не хотел.
К явному удивлению самого Калины, вопросы родителей, на которых вылили ушат новых технологий, больше касались неизбежности «зла» — информатизации и компьютеризации жизни вообще. И если до сих пор считалось, что основные консерваторы в образовании — учителя, то городское родительское собрание добавило к этому списку еще и родителей.
— Я не хочу узнавать об успехах сына из компьютера и телефона, я хочу посмотреть ему в глаза и услышать, как у него дела, чем он живет. Я не хочу, чтобы моя невестка варила борщ по компьютерной программе, — выступила одна из председателей управляющих советов.
— Вы рано беспокоитесь, а я, видимо, излишне надеюсь, рассчитывая, что инновации в московских школах пройдут так быстро, как мы тут рассказываем, — успокоил мамочку Калина. — Видите, сколько скепсиса не только среди учителей, но и среди вас, родителей? Я знаю, откуда этот скепсис: мы не хотим или боимся выйти за рамки того мира, где существуем. Но надо быть смелее и учиться вместе с детьми.