Ан-2, пропавший на Урале, спрятали за доли секунды

Друг и коллега командира разбившегося самолета рассказал ""МК" о возможных причинах катастрофы в Свердловской области

На месте катастрофы Ан-2, пропавшего 11 месяцев назад в Свердловской области, продолжают работать следственные бригады. К ним присоединились представители Росавиации и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Версии гибели «кукурузника» множатся в геометрической прогрессии. Специалисты говорят о человеческом факторе, а также о технических неполадках, в частности — о возможной неисправности бензиномера и утечке топлива.

«МК» связался с Леонидом ПОПОВЫМ, единственным летчиком-наблюдателем, кто работал вместе с погибшим экипажем Хатипа Кашапова на всех 10 лесоохранных вылетах в Серове в мае-июне 2012 года. Опытный летнаб не исключает, что самолет мог упасть от перегруза.

Друг и коллега командира разбившегося самолета рассказал ""МК" о возможных причинах катастрофы в Свердловской области

 

– Падение Ан-2 - это стечение трагических обстоятельств, одним из которых мог быть перегруз, - говорит летчик-наблюдатель Серовского авиаотделения Уральской базы авиационной охраны лесов, 44-летний Леонид Попов. - Самолетик был старенький, можете представить какой у него был движок и сколько раз он ремонтировался. 13 человек на борту — для такой машины «с пробегом» очень и очень много. Для нового «кукурузника» такое количество пассажиров — предел, это при том что раньше заливали нормальный авиационный бензин, 91—й. А тут бензин был не самолетный. Впрочем, летали без происшествий, экипажем - три человека: 2 пилота и летчик—наблюдатель. КВС Хатип Кашапов был очень опытный пилот, из старой гвардии, советской закваски, хорошо знал технику, буквально «кожей» чувствовал самолет. Прошлый сезон они с экипажем отлично отработали в Ленинградской области. Мы с Хатипом успели подружиться, были, как говорится, «в одной лодке».

Что заставило командира подняться в тот роковой вечер в воздух без помощника, остается загадкой. Версия перегруза кажется вполне правдоподобной, если вспомнить, что свидетели взлета 11 июня говорили о том, что «кукурузник» при наборе высоты задел шасси кусты на краю аэродрома.

Леонид Попов с генеральным директором авиакомпании «Авиа-ЗОВ» Олегом Золиным были первыми, кто на следующий день вылетел на поиски пропавшего Ан-2.

– Искали самолет в район Кытлыма. Высматривали прежде всего дымы, костры, огонь. Внизу летом в наших местах – сплошная зеленая пелена, тайга. Хорошо видно дымы. Даже тоненькую струйку от костра при хорошей погоде видно за 20-30 километров. Там на борту был наш бывший летнаб-инструктор Юрий Соболев, уж он-то знал, как подать знак, чтобы увидели с воздуха. В километрах 15 от Кытлыма заметили задымление. Потом выяснилось, что в этом районе работали лесорубы.

- Самолет найден в 22-23 квартале (квартал — разбивка леса на прямоугольники со сторонами 1 на 2 км - ред.) Вы осматривали Катасьминские болота сверху?

- Там тайга сменяется участками трясины и небольшими озерцами. Под густыми кронами деревьев летом мало что видно. Ветер подул, нагнул дерево и все, проскочили нужное место. Это даже не секунда, а доли секунды. Поисковый самолет летит на большой скорости, пролетает участки быстро. Ан-2 в длину — около 12 метров, а сосны там и ели - под 30 метров.

- По мнению летчика-инструктора Олега Золина, к авиакатастрофе могло привести некое происшествие в салоне воздушного судна, которое вызвало пожар на борту.

- Не исключено. Это «аннушка» может сгореть в воздухе за 19 секунд. Мы ведь не знаем, что там могло случиться на борту. В обычном полете все пассажиры сидят смирно на своих местах. А тут молодые ребята, компания. Вдруг захотели что-то посмотреть, сгрудились на одном борту... Пилоту бывает трудно одному выравнять борт. Потому — то и летают вдвоем : КВС и второй пилот.

- В кабине пилота нашли останки еще одного человека. Хатип Кашапов мог дать одному из пассажиров «порулить»?

- Как говорили очевидцы, в кабину к КВС сел сторож аэродрома, бывший летнаб Юрий Соболев. У нас ведь как: если катастрофа, есть жертвы, то все валят на пилота, он виноват. Если авария – на техника.

По одной из версий, отрабатываемых следствием, самолет Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после его падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв — загорелось топливо в баках. Часть самолета — фюзеляж и мотор — находятся на некотором углублении в земле и, к тому же, скрыты водой. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели.

Самолет найден, а вопросы остаются. До сих пор не ясна траектория падения Ан — 2. На «кукурузнике» было 700 литров бензина. Он упал в 8 км от аэропорта. Почему ни охотники, ни садоводы не заметили зарево горящего топлива? Почему авиатехник оставшийся на аэродроме не увидел черного дыма? Как уверяет Олег Золин, там «с вышки видимость в ясный день – 10 километров». Казалось бы, при таком пожаре на месте катастрофы должны были выгореть все деревья. Но очевидцы утверждают, что прямо из—под груды металла пробиваются зеленые елочки.

Чтобы вывезти обгоревшие детали самолета, через болота в срочном порядке прокладывают дорогу.


Светлана Самоделова

 

 

МЕЖДУ ТЕМ

Вертолет «Ми-8», принадлежащий МЧС России, с почти двумя тоннами взрывчатки на борту потерпел крушение в Иркутской области. По предварительным данным, погибли 9 человек — их тела разглядели поисковики лежащими на льдине рядом с потерпевшим крушение вертолетом, который перевозил взрывчатку и специалистов для проведения работ по улучшению паводковой ситуации, сложившейся на реке Нижняя Тунгуска.

— В 12.54 мск вертолет, на котором летели 9 человек вместе с членами экипажа, последний раз вышел на связь, а потом пропал. А в 14.38 в 7 км северо-западнее поселка Преображенка Катангского района с воздуха были обнаружены его останки. Вертолет разбился, причина пока уточняется, — рассказал «МК» начальник управления информации МЧС России Олег Воронов.

Источник в местных правоохранительных органах рассказал, что полиция получила информацию об обнаружении, предположительно, останков разбившегося вертолета и погибших людей от одной из групп, вылетевших на поиски пропавших.

— Поисковый вертолет приземлился в двух километрах от места падения. С воздуха в месте крушения обнаружены останки человеческих тел, сами обломки вертолета лежат на льдине, — рассказал источник.

— Пока мы не можем сказать, погибли ли все, кто находился в вертолете, — сообщили «МК» в МЧС. — Поисковая группа обнаружила вертолет, но спасательный отряд пока не подошел, возможно, кто-то и выжил. Среди тех, кто находился внутри, — пять спасателей во главе с врио начальника регионального управления МЧС Станиславом Омельянчиком и три члена экипажа.

Как пояснили в ведомстве, в вертолете находился дополнительный отряд спасателей ГУ МЧС по Иркутской области, которому пришлось срочно вылететь в район села Преображенка из-за резкого подъема уровня воды на реке Нижняя Тунгуска. На реке образовались ледяные заторы — и поселку угрожало наводнение. Подрывные работы стояли в планах, но из-за резко ухудшившейся обстановки было принято решение провести их раньше, чтобы обезопасить население. На борт вертолета было загружено около 1920 тонн взрывчатки. Руководить подрывами льда должен был главный специалист местного центра МЧС Игорь Черыгин, который также находился в вертолете.

Ан-2: обломки в лесу. Видео с места обнаружения пропавшего на Урале самолета

Смотрите видео по теме

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26226 от 7 мая 2013

Заголовок в газете: «Ан-2» спрятали за доли секунды

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру