США: и почта тоже под оком «Большого Брата»

Под колпаком оказывается не только электронная переписка

Это произошло совсем недавно. Лесли Джеймс Пиккеринг, владелец небольшой книжной лавки в городе Буффало обнаружил в своей почте открытку, написанную от руки. Затесалась она в его почте, по-видимому, случайно. Открытка заинтересовала и обеспокоила его. Еще бы, в ней заключалась инструкция работникам почты обращать особое внимание на письма и посылки, которые он получает. В открытке, в частности, говорилось: Показывайте всю почту вашему начальству, чтобы оно скопировало ее, пока письмо будет доставлено по назначению». На открытке были обозначены имя, адрес и характер писем, подлежащих мониторингу. Зеленым цветом было окрашено слово «конфиденциально».

Под колпаком оказывается не только электронная переписка

Открытка шокировала Пиккеринга. В интервью газете «Нью-Йорк таймс» он рассказал о своих подозрениях. Дело в том, что лет десять назад Пиккеринг был споуксменом «Фронта освобождения Земли» — радикальной группы по защите окружающей среды. ФБР заклеймило эту группу, назвав ее «экотеррористической». Этого было достаточно для того, чтобы установить за Пиккерингом слежку, подключив к ней и почтовое ведомство. Таким образом, старушка-почка оказалась в ряду «гламурных» телефонов и Интернета, оказавшихся под тотальным колпаком Агентства национальной безопасности. США (АНБ), которому устроил всемирную рекламу «свистун» Эдвард Сноуден, нежданный гость транзитного отсека Шереметьевского аэропорта Москвы.

Пиккеринга взяла на мушку еще старая система слежки под названием «mail covers». Сейчас она наноусовершенствовалась и действует в двух вариантах — «контроль изолируемой почти» («Mail Isolation Control») и «Программа слежения» («Tracking program»). Суть этих систем вкратце заключается в следующем. Компьютеры почтовой службы фотографируют внешнюю сторону любого письма или другого вида почты, которые циркулируют в стране. Об объеме такой работы можно судить хотя бы по тому, что, скажем, в прошлом 2012 году в США были отправлены 160 миллиардов писем и других видов почты. Обе вышеупомянутые системы свидетельствуют о том, что их масштабы ничем не уступают слежке АНБ за телефонными разговорами и электронной почтой.

Предшественник этих модернизированных систем «Mail covers» имеет солидный, более чем столетний стаж. Он и сейчас функционирует вполне надежно. Старый конь борозды не портит. Информация, снятая с конвертов и наклеек на посылках, отправляется тому правоохранительному ведомству, которое в ней заинтересовано. Вскрытие писем возможно только после получения судебного разрешения.

«Контроль изолируемой почты» и «Программа слежения» были задействованы в 2001 году, когда были обнаружены письма с сибирской язвой, от которой умерли пять человек и среди них два почтальона. Системы были глубоко засекречены. Лишь недавно стало известно о них, когда ФБР упомянула о том, что прибегло к ним в ходе поисков преступников, посылавших письма, зараженные смертельным ядом рицином, президенту Обаме и мэру Нью-Йорка Блумбергу.

Вот что говорит по этому поводу Марк Рэш, специалист минюста США по компьютерным преступлениям: «Раньше программа «mail covers» применялась, когда кто-нибудь подозревался в преступлении. Сейчас она действует по принципу «давайте следить за всеми, за всеми их письмами. Когда-нибудь это может пригодиться для установления, кто с кем общается. Речь идет о миллионах американцев».

Брюс Шейер, компьютерный эксперт, подчеркивает, что снятие копий с конвертом, писем и вручную работниками почты и компьютерами является вторжением в личную жизнь американцев. Информация, накопляемая таким образом, содержит имена, адреса пишущих и получающих, адреса почтовых ящиков и почт и так далее. Все это, подытоживает Шейер, «складывается в весьма подробную карту ваших контактов, даже если Большой брат не читает содержимое ваших писем». Руководство правоохранительных органов не скрывает важности такой деятельности даже в эпоху смартфонов и электронной почты.

Поэтому такие программы, несмотря на их секретный характер, рекламируются. Выше я упомянул историю с рицином. 7 июня федеральный участковый суд по Восточному участку Техаса получил жалобу от ФБР. В ней говорится, что почтовый следователь обнаружил письма с ядом, источник которых может ограничить их поиск личностью Шэнон Гесс Ричардсон, актрисы из Нью-Бостона, штат Техас. ФБР пришло к такому заключению, изучив сканированные 60 писем, посланных Обаме и Блумбергу. Все они имели обратные адреса вблизи дома, где проживала эта актриса. Сама она после разоблачения попыталась свалить вину на своего мужа. Но следствие установило, что в момент отсылки ядовитых писем, муж актрисы находился на работе.

Второй «рекламный пример». В 2007 году ФБР, Налоговое бюро и полиция города Шарлотт, штат Северная Каролина, использовали данные систем почтового сканирования для разоблачения и ареста некоей Салли Вэмсли-Сакон и ее ужа Дональда, заправлявших сетью проституток с оборотом в три миллиона долларов. Министерство здравоохранения использовало сканирование конвертов для поимки наркоторговцев. ФБР с его помощью накрыло группу калифорнийских политиканов, замешанных в коррупции. Бывший агент ФБР Джеймс Ведик, признавая все это, тем не менее, говорит: «Система сканирования конвертов и наклеек легко поддается злоупотреблениям, поскольку над ней нет никакого судебного надзора. Весь процесс в наших руках».

Запросы поступают не судьям. а почтовому начальству, которое отказывает в редчайших случаях впрочем, как и судьи — АНБ. Разрешение почтового начальства действительно на 30 дней, но может быть продлено и на 120. «Mail covers» действуют по двум каналам — уголовному и национальной безопасности. Запросы по криминальному каналу составляют 15-20 тысяч в год. Запросы по национальной безопасности — государственная тайна. Именно этот канал представляет угрозу конституционным правам американцев. Перлюстрация переписки в руках судей. Но вот в 2007 году президент Буш подписал приказ, согласно которому, правительство получило право вскрывать письма без судебного добра в «чрезвычайных обстоятельствах или в делах, в которых замешана иностранная разведка. А правительство может сделать чрезвычайным любое обстоятельство.

Администрация и Буша, и Обамы пользуются решениями судов, разрешающими сканирование конвертов для оправдания деятельности АНБ. Их «логика» такова: деятельность Агентства национальной безопасности аналогична деятельности почты, поскольку электронный мониторинг и сканирование одного поля ягоды. По сути дела, так оно и есть. Но одна ягоды много горше других. Когда этот вопрос был поднят в 1976 году перед Конгрессом США, то он просто отмахнулся от него и больше не возвращался к нему. А зря.

В мае 2012 года Мэри Роуз Уилкокс из Аризоны выиграла дело против шерифа Джо Арпайо. Судья присудил последнему выплатить мисс Уилкокс компенсацию в размере одного миллиона долларов. Что же произошло? Оказывается, Уилкокс критиковала шерифа за его незаконные «иммиграционные рейды». Шериф, пользуясь своим служебным положением, вынудил почтовые власти начать слежку за письмами Уилкокс. Этот случай показывает, что власть предержащие легко могут использовать сканирование для сведения личных счетов.

В середине 1970 годов сенатский комитет, возглавляемый Черчен, разбирался в злоупотреблениях в системе ЦРУ. (По следам Уотергейтского скандала.) В ходе разбирательства выяснилось, что ЦРУ с 1950 года без судебного разрешения создало и запустило программу сканирования, а иногда даже вскрытия писем, адресованных в Советский Союз и поступающих из Советского Союза.

Почтовые власти США отказываются отвечать на запросы медиа о «Mail covers», «Контроле изолируемой почты» и «Программе слежения»…

Теперь вернемся к Пиккерингу, с которого мы начали разговор о письмах. Пиккеринг сильно подозревает, что его письмами заинтересовалось ФБР. Во-первых, его агенты дотошно расспрашивали о Пиккеринге его бывшего сослуживца. Во-вторых, Пиккеринг «подозрительная личность». Он участвовал в акциях гражданского неповиновения. «Я не террорист. Я активист», — говорит он. А этого, оказывается, вполне достаточно для того, чтобы оказаться в скрещении лучей почты и ФБР. К тому же Пиккеринг не только торгует книгами, но и пишет их, и книги эти либерального толка.

В июне месяце Пиккеринг, которого власти достали своей слежкой, решил подать в суд на Почтовую службу США, на ФБР и другие организации, роящиеся в его письмах и книгах.

Представительница ФБР по городу Буффало от комментариев воздерживается. Не потому ли, что они излишни?

Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру