К первоклассникам применили крепостное право

Родители прописываются у родственников и знакомых, чтобы отдать ребенка в хорошую школу

13.05.2014 в 16:51, просмотров: 25239

Уже второй год в России действует порядок закрепления будущих первоклассников за учебным заведением по месту жительства. Малыши, не зарегистрированные на территории, при приеме в школу оказываются во второй очереди, на которую часто не остается свободных мест. Повальное превращение российских первоклассников в а-ля крепостных, прикрепленных по адресу регистрации к определенной школ, привело к тому, что родители всеми правдами и неправдами меняют своим чадам прописку или же по старинке «договариваются» с директором, чтобы попасть в престижное заведение.

В эти дни полным ходом идет комплектование школ первоклашками первой очереди, судьба «скамейки запасных» начнет решаться с 1 июля.

К первоклассникам применили крепостное право
фото: Наталья Мущинкина

- Мы прописаны в Зюзино, а снимаем квартиру в Новых Черемушках, - рассказывает мама будущего первоклашки Наталья. - Уже сейчас ясно, что в хорошие школы района проживания без связей или денег нам путь заказан — мест для детей без прописки нет. Значит, либо нужно возить ребенка по месту регистрации, либо соглашаться на любую школу, где будут места, рядом с домом.

У Натальи двое детей, старший ребенок успел пойти учиться до нововведений — не по прописке, в гимназию в Новых Черемушках. Младшего в эту школу уже не берут, и теперь Наталья должна как-то успевать к одному времени разводить детей в разные школы.

Первоочередное право на поступление в школу на закрепленной за учебным заведением территорией введено Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 32 от 22.01.2014. Данный Порядок фактически вступает в противоречие с Федеральным законом, гарантирующим гражданам возможность выбирать любую школу, в том числе вне зависимости от прописки. Получается, что выбирать можно, но только если в школе остались свободные места. Однако, как известно, в хороших, востребованных школах свободных мест не бывает.

По идее, порядок зачисления в школы по месту регистрации должен решить две задачи: обезопасить детей от перехода опасных магистралей по пути в школу другого района и сделать так, чтобы менее престижные школы заполнялись так же, как и более сильные.

Еще в феврале этого года заместитель мэра Москвы по социальной политике Леонид Печатников говорил нашему корреспонденту: «Многие сегодня зарегистрированы в одном месте, а проживают в другом. Мы давали разъяснения окружным комиссиям и школам о том, что приоритетом, безусловно, является фактическое проживание ребенка, а не прописка. Как это доказывать при приеме в школу? Можно принести документ о собственности на квартиру или договор аренды. В любом случае родители должны написать заявление, что они реально проживают в данном месте».

Но в реальности никакие документы, кроме подтверждения регистрации, ни школы, ни окружные комиссии не принимают. Да и сама регистрация иногда не гарантирует, что ребенок действительно проживает на закрепленной территории. В погоне за возможностью попасть в лучшую школу, родители стали идти на хитрости, регистрируясь в других местах. Правда, и тут на их пути власти построили новую баррикаду в виде объединения в учебные комплексы слабых и сильных школ.

- Нам в следующем учебном году идти в школу. Я хотела отдать сына в бывшую гимназию № 1507, которая сейчас является структурным подразделением ГБОУ гимназия № 1507, - объясняет москвичка Елена. - Чтобы попасть в это заведение, пришлось прописаться к свекрови, ибо наш дом не попадал на закрепленную за гимназией территорию. И все — зря. Сейчас гимназия объединилась еще с двумя школами, и при электронной записи выбрать одну из трех было невозможно. На собеседовании у директора я говорила, что хочу отдать сына именно в школьное подразделение № 1507. Но когда вывесили списки, мы оказались в другой школе, хотя фактически дом свекрови находится ближе к зданию 1507 гимназии. Четкое прикрепление отдельных домов к школьным подразделениям не предоставлялось, хотя на сайте указывалось, что при распределении внутри объединения — решающий фактор.

Корреспондент «МК» позвонила в ОСИП ЮЗАО с вопросом, как быть, если хочешь отдать своего ребенка именно в определенное школьное подразделение учебного комплекса. Ответ оказался весьма красноречив: «Вы же в любом случае после записи в электронной очереди, пойдете на прием к директору, вот там-то и надо договариваться, все же от этого зависит»... Также мы обратились в Департамент образования Москвы, чтобы прояснить ситуацию, с чем связано закрепление детей за школой по принципу регистрации и почему документ о собственности на квартиру или договор аренды не является доказательством, что ребенок проживает на данной территории. Но в ответ получили лишь официальную отписку, которая по сути является пересказом текста Порядка приема граждан на обучение:

«Согласно вышеуказанному Порядку правила приема в государственные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена конкретная образовательная организация. Также порядком определен перечень документов, которые необходимо предоставить при зачислении ребенка, в том числе и свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной территории. Родители будущих первоклассников для обучения детей вправе выбирать организации по незакрепленной территории. Зачисление детей в школы по выбору будет осуществляться на свободные места. Правила приема определяются образовательной организацией».

Правило закрепления детей за школами «по прописке» существовало долгие годы. Но со временем стало ясно, что, в отличие от СССР, место жительство граждан в современной России перестало четко зависеть от места регистрации. Закрепощение будущих школьников упразднили, кстати, еще и для того, чтобы сократить поборы со стороны администрации школ за прием ребенка с чужой территории. Вопрос только в том, зачем мы опять наступаем на те же грабли?