- Все новое – это хорошо забытое старое. Такая служба была в советское время, на ИЛ – 62, например, летало два таких специалиста, мы называли их сопровождающими, - говорит Олег Башмаков. – Из практики, что я помню, мы их всегда считали балластом.
- Во времена СССР командиры воздушных судов были вооружены пистолетами Макарова, со временем это отменили. Объяснили, что в случае непредвиденной ситуации это может повредить пассажирам, - говорит Александр Романов.
- Вам самим приходилось выходить в салон, чтобы утихомирить разбушевавшихся пассажиров?
- Много раз. Я 36 лет пролетал командиром воздушного судна. 5 лет я летал за границу, менталитет пассажиров там несколько иной, чаще всего дебоши происходили на тех рейсах, где летели на отдых наши соотечественники, - говорит Александр Романов. - В моей практике был случай, когда на борту самолета подрались две группировки: украинская и русская. Сначала по всему салону летали огурцы и капуста, потом дело дошло до рукопашной. Пришлось выйти в салон. Я нашел старшего одной из групп и сказал: «Даю вам три минуты, чтобы драка прекратилась. Не угомонитесь, я на ближайшем аэродроме произведу посадку». Наступила тишина. Сейчас же командиру воздушного судна запрещено покидать кабину. Дверь должна быть закрыта.
За безопасность пассажиров будут отвечать специально обученные сотрудники транспортной полиции в штатском.
- И до этого решения в авиакомпаниях существовала практика, когда на борту находились представители службы безопасности. У меня в мае, например, был слушатель, который пришел переучиваться из флай – маршала на пилота, - говорит Олег Башмаков. - Он рассказывал, как он успокаивал буянивших на борту пассажиров. Это был человек с подготовкой из системы МВД. Он с гордостью вспоминал эту работу, мы же его рассказы слушали с иронией. В жизни ведь никогда не застрахуешься от человека, который страдает аэрофобией. Мы никогда его не распознаем, и неизвестно, как он себя поведет, когда окажется на высоте.
То, что сейчас в новостях то и дело мелькают сообщения о дебошах на борту, Олег Башмаков связывает с длительностью перелетов:
- Раньше перелеты были максимум – 6 часов, на «Ил – 62» - 8. Сейчас пассажиры по 9 часов сидят в замкнутом пространстве. На таких рейсах может и нужны флай – маршалы, а может быть нужен еще и психолог, а также какие – то ролики, в которых специалисты будут определенным образом настраивать, успокаивать пассажиров.
Александр Романов более категоричен:
-Систему безопасности на воздушных судах надо создавать с помощью совершенно других структур, с использованием аналитических материалов, с помощью совершенно другой электроники, которая не будет просто тупо отбирать деньги у пассажиров, не будет поднимать стоимость билетов.
- Служба воздушных маршалов уже много лет успешно работает в зарубежных ведомствах.
- За рубежом такая служба в авиакомпаниях очень небольшая, и ее специалисты летают в основном на литерных рейсах. (Рейс по перевозке через государственную границу специально охраняемых государственных деятелей, а также особо важных государственных и военных грузов. - Авт.)
Оба пилота опасаются, что начнутся некие перегибы.
-Сейчас введут в обязательном порядке службу воздушных маршалов и начнут одним махом во все авиакомпании ее внедрять, - говорит Олег Башмаков. - И все упрется «в копейку», «зарядят» флай – маршелов, и маленькие авиакомпании, которые выполняют полеты на местных воздушных линиях, будут возить вместо 17 пассажиров - 16. Какая экономика это выдержит?
-Если на каждый рейс сейчас будут ставить маршала, вы представляете, сколько специалистов нужно для этого тренировать? Это очень большие накладные расходы, - говорит в свою очередь Александр Романов. - В то время, как управленцы в авиакомпаниях сейчас экономят на всем. Например, там, где нужен третий летчик, для того, чтобы обеспечить безопасность полетов на длительных рейсах, пилоты летают вдвоем, без подмены. Бортпроводники также летают в уменьшенном составе, еле справляются с нагрузкой.