Символ года в Московском зоопарке каждый день занимается скалолазанием

И елку съесть, и на горку влезть

Где еще искать символ наступающего года, как не в Московском зоопарке? В контактном зоопарке, например, есть милые домашние козочки. Впрочем, эти экземпляры можно увидеть и в деревне. А вот представителей символа из дикого мира — туров и винторогих козлов — просто так на улице не встретишь. Да и не в каждом зоопарке они есть. «МК» решил выяснить, какие подарки ожидают копытных на праздники.

И елку съесть, и на горку влезть

— C приходом новогодних праздников начинается не самая простая пора для наших туров и козлов, — говорит заведующая отделом копытных Екатерина Морозова. — Горные породы очень боятся звуков выстрелов. Это у них на инстинктивном уровне. Однако, к счастью, у этих копытных отсутствует рефлекторная привычка «панического бега», и травм у них не бывает. Но стрельбы они боятся до жути.

Впрочем, «острые ощущения» ожидают в первую очередь молодняк, старожилы же за годы обитания в Московском зоопарке немного попривыкли к подобному шуму. А обитают эти виды в зоопарке практически с самого основания Московского зоосада: «Турья горка» — так называют сотрудники зоопарка скалистую обитель винторогих козлов и дагестанских туров — возникла в 1927 году.

— Туры в Московском зоопарке содержались практически всегда, с минимальным перерывом, — рассказывает зоолог. — Были дагестанские, кубанские. А вот родословная этого стада берет начало с конца 90-х, когда из Таллина приехали 8 самцов дагестанского тура. Тогда как раз закончилась реконструкция «турегорки». Первая барышня к нам попала прямиком из дикой природы: в лесу подобрали маленького туренка, жертву браконьерского лова, и передали его нам.

Немного истории: туры считаются исконно российской фауной и водятся на Кавказе. К сожалению, за последнее время численность дагестанских туров существенно снизилась. Обитают туры в труднодоступных местах: это животное довольно трудно встретить, путешествуя по горам. И очень мало зоопарков этими животными располагают.

Соседи туров по зоопарку — винторогие козлы — уже включены в Красную книгу и по ним ведутся программы по размножению популяции. Малочисленность их поголовья вполне объяснима: самцы имеют удивительной красоты витые рога и пользуются большим спросом у охотников. Закрученные штопором рога козлов, достигающие полутораметровой длины, считаются модным трофеем. Примечательная деталь: самцы туров и винторогих козлов обычно занимают пост на самых высоких точках гор. Таким образом они выслеживают хищных птиц, несущих опасность особенно для юных обитателей стада. Но действенный для дикой природы навык обернулся против этих животных. Рогатые красавцы становились идеальными мишенями для охотников, которым существенно упрощалась задача попасть в жертву. Причем погибают в основном самцы, ведь именно они могут похвастать красотой. А вот самки у этих видов невзрачные. Это защитная мимикрирующая окраска, потому что мамочка должна прятаться, особенно когда у нее детишки. Козлята так же неприметны, как и мать, что позволяет им притворяться камнями: порой малыши настолько мастерски сливаются с окружающей средой, что обнаружить их можно, лишь наступив на них ногой.

— Виды горных копытных примечательны и тем, что самцы довольно терпимы в группах друг к другу, — поясняет Екатерина Морозова. — В вольерах Московского зоопарка живут по 7–8 возрастных особей. И конфликты у них возникают в основном только в периоды гона, когда начинаются баталии за дамское внимание. Но и в этот период их драки носят всего лишь турнирный характер. Начинается гон примерно в ноябре. К слову, столкновения самцов не только видно, но и отчетливо слышно: треск от «лобового столкновения» разносится практически по всей новой территории, а то и долетает до жителей близлежащих домов. Однако при всей зрелищности боя травм самцы не получают практически никогда. А барышни, бывает, травмируют себя. Ведь в стаде туров имеет место если не матриархат, то жесткая иерархия именно среди самок. Ведь у копытных основу стада составляют самка и ее потомки. Самцы — явление уходящее и приходящее, в стадах они появляются по сезону, потом уходят. А вот самки с дочерьми, внуками... Может быть несколько сестер. У нас на Турьей горке то же самое. Есть многочисленная семья одной особы. Есть семья, состоящая из двух сестер, их мать умерла от старости. Интересный факт: если мы будем пересаживать кавалеров из группы в группу, то ничего страшного. А вот если такой маневр мы проделаем с самкой, то скорее всего потеряем ее, поскольку в новой семье ее не примут.

Воспитательным процессом также занимаются самки. Им нет нужды учить свое потомство добывать пищу, а вот учить слушать старших они умеют. Особенно щепетильно самки копытных относятся к случаям, если козленок выбегает вперед возглавляющей шествие стада особи. И это тоже обусловлено природными инстинктами: в дикой природе роль проводника по тропам берет на себя самая опытная самка. Она знает, каким путем пройти, куда свернуть и что обойти, чтобы стадо случайно не провалилось в пропасть. И «соплеменники» следует за своим вожаком шаг в шаг. И если неразумный козленок, решив поиграть, выскочит перед самкой-проводником... Эта выходка может закончиться гибелью всего стада. Поэтому непослушный зоопарковый молодняк за любую проделку подобного плана сразу получает удар рогами. Причем мама еще может пожалеть неразумное чадо, а вот если он допустил такую оплошность в отношении чужой самки, нагоняя не избежать.

Туры и козлы абсолютно неприхотливы и не требовательны к условиям содержания. Однако даже несмотря на это в условиях их содержания в зоопарке есть проблемы. И главная из них — кормление копытных «заботливыми посетителями». Конечно, сложно удержаться и не кинуть кусочек булочки, когда на тебя направлены несколько просящих пар глаз. А попрошайничать козы умеют отлично. В итоге в их рацион, который, по-хорошему, должен состоять из специального нежного сена-травы и кормовых добавок, добавляются чипсы, попкорн, булки. И это приводит к большим проблемам.

— К сожалению, из-за этого мы попросту теряем животных, — говорит Екатерина. — От проблем со здоровьем гибнет в основном молодняк и престарелые особи. К слову, любовь к «подачкам» обусловлена и наличием в них соли. Да-да, эти животные отчаянные солеежки. Этой особенностью пользуются охотники: они создают искусственные «солонцы» — места скопления соли. И когда туда начинают приходить копытные, их отстреливают. Примерно такую же медвежью услугу оказывают посетители и нашим питомцам, причиняя реальный вред их здоровью своими подачками. У копытных страдают почки и пищеварительный тракт. Мы стараемся их покормить утром, перед приходом посетителей, однако этим животным свойственно жевать что-то на протяжении всего дня.

Кроме этого сердобольные посетители, подкидывая попрошайкам кусочек-другой, приручают животных, а зоологи утверждают, что делать это крайне нежелательно. Сами с рук они не кормят, да и по кличкам не подзывают. «Именами» — они обычно связаны с местом, откуда приехало животное («таллинский», «пермская» и т.д., но есть и более экзотические прозвища, как, например, «первая дикая самка» и «вторая дикая самка») — сотрудники пользуются для обозначения животных между собой. Козленка уникального пегого цвета, который родился в истекшем году, зоологи, к слову, называют «серенький».

В первые дни нового года торговцы елками и соснами дарят зоопарку нераспроданные деревья. Таким презентам копытные, особенно козлята, очень рады. Они прыгают по деревцам, чешутся о стволы. Могут пожевать нежные иголки и веточки, это можно считать их праздничным обедом.

Уважаемые читатели!

Свои вопросы и предложения направляйте на lebedevav@mk.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26718 от 17 января 2015

Заголовок в газете: И елку съесть, и на горку влезть

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру