Имеют ли домашние животные душу?

Папа Франциск дал новый толчок теологическим дискуссиям о домашних животных

Имеют ли домашние животные («компаньоны») душу? В декабре прошлого года Папа римский Франциск сказал: «Рай открыт для всех божьих тварей». И хотя он повторил слова Папы Павла VI, но они привлекли внимание многих владельцев «компаньонов» (Папа Франциск «утешил» плачущего ребенка, сказав, что он и его собачонка встретятся в раю). Слова Папы Франциска дали новый толчок теологическим дискуссиям о домашних животных и загробной жизни. Вопрос о религиозном статусе животных, как говорится, всегда с нами. Популярная теология признает, что у них есть душа. Мы тоже придерживаемся такого мнения, надевая на домашних животных башмачки и кутая их в свитера.

Папа Франциск дал новый толчок теологическим дискуссиям о домашних животных

Недавно на конференции Американской религиозной академии одна ее участница из Темпльского университета Эми Дефибо сказала, что «сегодня в Соединенных Штатах функционируют около 600 кладбищ домашних животных». Ее доклад назывался «Навстречу плакучей иве. Изучение умирания и смерти животных-компаньонов».

В докладе говорилось, что начиная с ХIХ века, как в основном чисто городской феномен, «кладбища домашних животных превратились в практический выбор для ликвидации наших животных-компаньонов и одновременно в форму создания и сохранения сакральности их смерти». Автор доклада процитировала исследования известного антрополога Стэнли Брандеса из Калифорнийского университета Беркли «Значение надгробий американских кладбищ для домашних животных». Он пишет о «постоянно растущей тенденции владельцев этих животных сопрягать их со специфическими религиозными общинами». То есть это должно означать, что твой «компаньон» не только имеет душу, но и еще христианин или принадлежит к еврейству. А быть может, он пудель-пресвитерианец или методист, а быть может, мормон или менонит?

В своей работе, основанной на исследовании кладбища для домашних животных Хартсдейл в Нью-Йорке, профессор Брандес описывает христианские кресты и иудейские звезды Давида. «Вполне очевидно, что хозяева животных, которые хоронят их в Хартсдейме, верят, что их компаньоны обладают бессмертием души», — пишет он. Владелец одной собаки обещает ей: «Пока мы не встретимся на небе». А на могильной плите боксера Чэмпа написано: «Мы молимся, что мы снова встретимся».

Кошка по имени «Корки» лежит под камнем со звездой Давида. А собака «Суши» покоится под симметрично равноудаленными двумя звездами Давида. Есть на могиле «Суши» и слово «шалом», которое означает и «мир», и «прощай». А на гробнице кошки «Шиба» написано «Шиба ушла в день «Йом-киппура». У некоторых гробниц стоят и горят свечи «ярцайта», которые традиционно зажигаются, чтобы помянуть умершего иудея. Идея о том, что животные в таких же взаимоотношениях с Богом как и люди, имеются повсюду. Францисканские священники и монахи имеют долгую традицию благословения животных 4 октября — в праздник дня Святого Франциска Ассизского. Епископалианцы тоже придерживаются этой практики.

Во многих детских книгах животным приписывается нахождение души. Вот классика 1995 года — «Собачьи небеса» Синтии Райлент, которая утверждает, что у «Бога есть чувство юмора, и он делает свои смешные бисквиты в странных узорах для своих собак. Есть и Китти-Кэт бисквиты и бисквиты-белки». Чтобы никто не подумал, что Райлент только «собачница», в 1997 году она выпустила новую книгу «Кошачьи небеса».

Прошлой осенью писательница Нэнси Тиллман опубликовала книгу-бестселлер «Рай для животных». В ней говорится, что когда собаки добираются до рая, их встречают по имени ангелы, знающие любимые клички собак, а также места, где резвятся на небе лошади, которых не встретишь в одиночестве, где трава намного слаще, чем на земле».

Нэнси Тиллман, которая посещает евангелическую христианскую церковь, говорит, что она «не теолог». Мысли, заложенные в ее книге, она почерпнула много лет назад, наблюдая за своими собакой и кошкой. «Они смотрели в пространство, — говорит автор, — и я думала: «какая прекрасная мысль, что они видят рай. А разве эта мысль не будет успокоением для детей, если они потеряют свою собаку?»

Обучая детей, что домашние животные попадают в рай, родители дают им соответствующие «хорошие имена». Согласно госпоже Дефибо, многие кладбища для людей превращаются и в кладбища для животных. «Многие похоронные дома предлагают свои услуги животным-компаньонам для мемориальных и религиозных служб, — пишет она. — Некоторые кладбища для людей разрешают и похороны компаньонов».

Конечно, возникает вопрос, а что если ваша собака принадлежит к другой религии, чем вы? Скажем, хоронят ли на еврейских кладбищах христианских колли? Пока что эта «проблема» не решена.

Мэлор Стуруа, Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру