Российские мусульмане раскритиковали идею «Русского мира»

Первый зампред Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов считает эту концепцию устаревшей

13.03.2015 в 11:58, просмотров: 6817

В мусульманской среде зреет недовольство концепцией «Русского мира», которую активно стали продвигать в России. Так, по мнению первого зампреда духовного управления мусульман Дамира Мухетдинова, в этой концепции не учитываются роль и место мусульман в современной России. Кроме того по Конституции, Россия не может иметь государственной идеологии. Идеи философов 19 века, которые говорили о «Русском мире», Мухетдинов назвал не подходящими для сегодняшнего дня. 

Российские мусульмане раскритиковали идею «Русского мира»
фото: youtube.com
На фото: Дамир Мухетдинов

Считается, что впервые понятие «русского мира» предложил еще граф Уваров. Развил идею, как ни странно, украинский писатель и историк Пантелеймон Кулиш, который в середине 19 века писал о первобытном русском мире, говорившем на одном языке. Писал о русском мире и драматург Островский, трактуя его как сообщество православных христиан, живущих в единой вере, обрядности и обычаев. Советский историк Валерий Тишков назвал «русский мир» уникальным феноменом глобального масштаба наряду с мирами Испании, Португалии, Франции, Китая и Великобритании.

Думается, что все эти идеи не могли бы вызвать недовольство у мусульман, поскольку действительно описывали факт существования трансгосударственного сообщества, объединенного приверженностью к русскому языку и культуре.

По всей видимости, недовольство вызывают современные расширенные трактовки этого понятия. Патриарх Кирилл, например, встречаясь с иерархами Кишиневского-Молдавской митрополии в свое время причислил к «русскому миру» и Молдавию и объяснил это тем, что это не «это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие». И для этой духовной общности выделяется центр – это Россия. Позже к понятию Святой Руси патриарх причислил и Казахстан по случаю празднования Дня православного казачества, поскольку и там «посеяны семена казачьей доблести».

Ранее глава Украинской православной церкви Филарет заявил, что под этой благозвучной вывеской кроется имперская идея лишения Украины ее государственности и независимости». Батька Лукшенко также заявлял, что белорусская земля является родной для русского человека, но отмел понятие, что Белоруссия является частью «Русского мира»: «Беларусь — это современное и независимое государство… Мы всегда были гостеприимны к любому человеку, но заставим любого уважать наш суверенитет и независимость, кто помышляет, что нет такой страны — Беларусь, не было и так далее. Не было — а сейчас есть, и с этим надо считаться».

Теперь вот оказалось, что понятие «Русский мир» встревожило и российских мусульман. Первый зампред Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов, как передает «Интерфакс», констатировал, что правящая элита России продвигает прото-идеологию, «формула которой - воссоздание Русского мира». При этом, напоминает Мухетдинов, «по Конституции в России не может быть государственной идеологии».

Одна из претензий к идее «Русского мира» в том, что в ней не учитываются место и роль ислама в России, не рассматриваются интересы мусульманского населения, говорит Мухетдинов. По его мнению, из-за этой идеи не решаются многочисленные вопросы - от строительства мечетей и культурных центров до запрета платков у девочек в школах и классики исламской литературы. Он считает, что это происходит из-за того, что на уровне стратегического осмысления "ислама в будущем России нет".

По мнению исламского деятеля, при формировании новой идентичности России нельзя всецело обращаться к наследию прошлого, потому что русские философы, разрабатывавшие концепцию «русского мира» творили в другую эпоху.

"Русская идея" Достоевского, Ильина или Бердяева - это прекрасные образцы историософской мысли, но они высказаны для дня прошлого, а не для дня сегодняшнего!" - заявил Мухетдинов.

"В чем, вкратце, может быть наш вклад? Первое: мы будем критиковать упущения классиков русской мысли. Явное упущение историософских проектов русских философов - будь то "русская идея" Ильина и Бердяева, "славянофильство" Данилевского и Леонтьева, "евразийство" Савицкого и Трубецкого - то, что в них практически не уделено внимания мусульманскому фактору", - добавил он.