Тактика властей в области высшего образования в период кризиса, или, как обозначили этот период на конференции — турбулентности, на ближайшие 2-3 года будет осуществляться в рамках трех основных направлений.
Первое — «Работа с нижним сегментом высшего образования», а, говоря проще, вузами и филиалами, не обеспечивающими должного уровня обучения. Как оказалось, буквально через пару лет их в стране больше не останется, дал понять министр: «Только за два года более 500 вузов и филиалов были исключены из реестра. Осталось проверить еще тысячу. Работа будет завершена в течение 2016 и 2017 годов. В результате останется столько вузов, сколько в состоянии дать хорошее образование».
Второе — усиленная господдержка 10-20 лучших, брендовых вузов. Третье — слияние региональных вузов с созданием «концентраторов человеческих и материальных капиталов». Последнее — не от хорошей жизни: из-за демографических проблем и усиленного оттока в столичные города абитуры с наивысшими результатами ЕГЭ в провинции скоро не останется студентов. Достаточно напомнить, что в 2011 году школу закончили 1,2 миллиона человек, а в этом году лишь 650 тысяч. В ближайшие 10 лет этот уровень выпуска сохранится. В результате общее число студентов сократится с 7,5 миллионов человек до 4 миллионов, и слабые вузы наверняка останутся без студентов.
Остроту проблеме добавляет, разумеется, экономический и внешнеполитический кризис, в который втянулась Россия. Впрочем, это, по словам помощника российского президента по науке и образования Андрея Фурсенко, — «привлекательный вызов»: «Турбулентность — время хорошее, поскольку это время неожиданных решений. Сегодня идет глобальная перестройка во всех секторах, а это дает уникальный шанс выровнять позиции лидеров и аутсайдеров».
Поможет ли турбулентность аутсайдерам высшего образования, покажет время. А вот то, что в нынешних условиях должна полностью переориентироваться вся система высшего образования, у директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова сомнений нет: «В условиях, когда нас в течение некоторого периода не будут пускать на европейские и американские рынки, в стратегии высшего образования должен быть совершен разворот с Запада на Восток. Это позволит нам выйти на те же рынки, но только через Сингапур и Индию».