Мама, усыновившая ребенка, получила путевку за лучший рассказ об этом

Подведены итоги первого в России конкурса дневников усыновителей «Наши истории»

Взять ребенка из детского дома в нашей стране это все еще сродни подвигу. А уж тем более, если малыш особенный. Какого это — пережить сначала все бюрократические препоны, а потом психологические притирки внутри семьи, следом отбить все вопросы друзей и родственников «зачем?». И в конце — концов понять, полюбить и принять. Приемным родителям и усыновителям предоставилась уникальная возможность, рассказать обо всем пережитом на всю страну. Впервые в Россия прошел конкурс дневников приемных семей «Наши истории» «МК» публикует самые интересные и волнительные выдержки из работ финалистов и победителей.

Подведены итоги первого в России конкурса дневников усыновителей «Наши истории»
Фото из личного архива

Организаторы и сами не ожидали, что конкурс станет таким популярным - пришло 432 работы. Что интересно, писали не только мамы. Много работ пришло от пап и даже от самих детей. Победители были названы 24 ноября. Четыре автора получили призы — Мария Родюшкина из подмосковного Красногорска, Татьяна Иевлева Ямало-Ненецкого автономного округа, Наталья Надеждина из Чебоксар, Ольга Лазарева из Воронежа. Ну а гран-при конкурса — путевка на Черное море для всей семьи — мужа и двоих усыновленных мальчиков — досталось Ларионовой Ирине из Новосибирска.

«Этот день был шесть лет назад, а как вчера, - пишет Ирина в своих воспоминаниях о том, как стала приемной мамой. - Приехали в приют 29 декабря — все спешат, канун нового года... малыша предупредили, что едут тетя Ира и дядя Вася — ему только исполнилось 5 лет. И вот мы в волнении проделали долгий путь по разбитой зимней дороге в область... подъехали — коленки слегка дрожат: как увидимся? как встретит? обрадуется или нет? Заходим. Идем к лестнице... поднимаемся (лестница такая с изгибом — верхнюю площадку не видно) поворачиваю, поднимаю голову и чуть пакет с гостинцами не падает из рук. Столько глаз! С такой тоской и ожиданием... и наконец ловлю ЕГО — вот тогда я и утонула в огромных черных глазах, как в космосе... Едем домой: он на заднем сиденье в кресло вжался (хотя знал нас уже хорошо) тихий-тихий: одни глаза моргают, а вокруг все искрится от белоснежного снега: поля, дорога, кроны деревьев, крыши деревенских домов.... так и ехали, молча… Приехали домой. раскутались от зимней одежонки... малыш в огромной полногабаритной квартире как мышонок, съежился... в глазах вопрос: ну как я? как мне быть здесь? и первые шажки от двери...»

И хотя наградить всех участников невозможно, проигравших в этом конкурсе нет. Сами родители, нашедшие в себе силы рассказать о пережитом признаются, что сделали это не ради призов, а просто, чтобы поделиться опытом с теми, кто еще не принял окончательное решение — брать или не брать сирот в семью. Все 432 дневника были опубликованы на сайте организаторов, под каждым море комментариев и обсуждений.

Фото из личного архива

«Мне 37 лет и все называют меня сумасшедшей…да нет, конечно, я не сумасшедшая в медицинском смысле этого слова, просто я – приемная мама. - пишет Инна Гоняева из Санкт-Петербург. - Уже семь лет я пытаюсь ответить людям на их странный вопрос: «Зачем тебе это надо?. Ребята, мне просто не дает покоя слава Анжелины Джоли». И все. А действительно, зачем ?...

Все началось простым осенним утром. Бывает же такое, что живешь-живешь и вдруг понимаешь, что все бесполезно. ..Так и у меня случилось. Я открыла глаза и поняла, что на работу я не пойду. Я пошла в больницу. В больницу на Васильевском острове где, как мне накануне сказали, очень нужны волонтеры для работы с детьми. Мне было плохо. Этим детям тоже. Я была одинока. Они – дети - «отказники» с диагнозом ВИЧ. Мы нашли друг друга…

Удивительно, я раньше даже не знала о существовании таких детей. Я вообще не подозревала, что они есть. Да, я знала про детские дома, про родителей алкоголиков, которых лишают родительских прав, но младенцы со СПИДом…К такому я явно была не готова. Я забыла про все. Про свое одиночество, про свои личные несчастья и переживания. Каждый вечер я неслась после работы туда, на отделение «отказников» и находилась там до ночи. В выходные с рассветом я была уже там, и никто и ничто не могло увести меня оттуда, из этого маленького корпуса и двух палат с младенцами.

Я не спала ночей, я много думала и сейчас, по прошествии восьми лет я понимаю, что тогда, в этой палате, начиналась моя новая жизнь, рождалась новая Я – не бездушный механизм, а новая, удивительная Я, которой суждено было навсегда связать свою жизнь с детьми отказниками. И что - то случилось…Что - то в моей жизни перевернулось так, что она понеслась, как резвый табун лошадей!

Я, совершенно неожиданно для многих – вышла замуж! У меня появилась семья! Я была счастлива невероятно, потому, что первое заявление, которое я сделала своему будущему мужу (кажется уже на втором свидании) было – у нас будут приемные дети. И он ответил: «Конечно. И не один. Хочу большую семью в большом доме…» разве можно было не выйти за него замуж?

Мы поженились осенью, а через год в нашем доме появился Иван….

Младенец «отказник» без имени, двух месяцев от роду, с набором диагнозов, среди которых «порок сердца» и куча всяческих задержек. Никогда не забуду нашу первую встречу: я захожу в палату, там лежат четверо младенцев. Врач еще не пришла, а медсестру кто - то позвал, осталась я в палате с детьми одна. Посмотрела на всех и подумала, какой же мой? И поняла, что мне абсолютно все равно…Хотелось забрать всех…В одной из кроваток – совсем кроха, сильно недоношенный…видны одни ушки из огромного памперса, в другой кроватке малыш все время плакал…Мы встретились с сыном глазами, и все…Я пропала. Усилием воли заставила себя выйти на ватных ногах. Как дошла до остановки – не помню уже, но помню, что позвонила начальнице опеки и сказала срочно выписывать все необходимые документы, чтобы скорее забрать сына домой. А еще помню ее взволнованный голос в трубке: «Ну что, Ваш? Ваш?». «Наш!»….Конечно наш, разве могло быть иначе….

Страха я не чувствовала совсем. Он появился позже, когда сын был уже дома. На одном из приемов у врача, ему поставили диагноз «опухоль мозга» с двумя вопросами. Это был, один из самых страшных страхов нашей семьи…Ведь мы были так счастливы! Несколько недель мы не ели и не спали, а просто ждали…Обследования, анализы…Дальше мы достаточно быстро «сняли» все диагнозы: порок сердца – не подтвердился, развивающие занятия и массажи сняли ЗПР и ЗРР.

Прошел год и наша семья увеличилась еще на двоих. Девочке было три, ее брату полтора года. Мы видели их только один раз в детском доме и без раздумий сказали: «Забираем». Директор детского дома Очень удивилась: «Даже на гостевой режим не возьмете?» - «Нет, сразу домой!»

Вот тут - то я поняла, что такое трудности! Трое детей: год, полтора года и три года – это полный драйв! Муж – целыми днями на работе, я с ними одна, дедушек-бабушек-нянек у нас нет, живем впятером плюс немецкая овчарка - в однушке! Наверное, слово «сумасшедшая» появилось в репертуаре моих друзей и знакомых именно тогда....

Через год стало полегче – мы переехали в новый дом, дети пошли в садик, младший подрос и уже не требовал моего двадцати четырех часового внимания.

Через полтора года у нас появилась еще одна дочка. Маленький пятилетний ребенок со скорбным лицом – такую я впервые увидела свою дочь…Она все время плакала…

Сегодня опять осень…Прошло всего семь лет, а моя жизнь развернулась на 360 градусов и просыпаясь каждое утро я понимаю, что вот она, жизнь.

Зачем мне это надо? Я не знаю…Надо…Надо, чтобы ЖИТЬ. Просто жить.

***

Очень многие мамы пишут, что впервые увидев «своего» ребенка, испытали ни с чем не сравнимые чувства. Вот как описывает свои ощущения мама троих сыновей Надеждина Наталья, которая неожиданно для самой себя взяла из приюта мальчика Диму с синдромом Дауна.

«Всю первую встречу я держала Диму на коленях и плакала. Это были слезы счастья. А Дима прижимался ко мне и хлопал по спине маленькой ладошкой. Так и прошла наша первая встреча. Удивительно, но никакого привыкания или адаптации у Димы не было. Запомнилось, что в самый первый день Димка очень старался всем в семье понравиться. Нашим детям 14, 11 и 7 лет, все приняли Диму сразу. Младший Шурик рассказал ребятам в спортшколе, что у него появился маленький братик, который не умеет говорить. Старшие дети в перерывах между домашними уроками тискают и играют с ним, как с самым младшим в семье, жалеют Диму. С ним ведь невозможно поругаться, обидеться или наказать, он сразу начинает улыбаться и бежит обниматься. Первый месяц он нас всех просто заобнимал. Когда муж приходил с работы, то сразу строго (если чуть улыбнешься - все, обнимашки) говорил: "Дима, сейчас я переоденусь, покушаю, а потом уже будем обниматься!!!" Он кивал головой и садился ждать папу. После ужина муж устраивался поудобнее, звал Диму, и тот с такой превеликой радостью ползал по нему, обнимал, целовал. Так у нашего Димы появилось семейное прозвище "Димулька - обнимулька".

Кушать Дима умел сам, да так ловко "загребал" ложкой, чтобы ничего на стол не упало. Вообще оказалось, что он левша, но есть его научили правой ручкой. Дефектолог нам потом сказала, что это даже к лучшему, оба полушария мозга будут развиваться....

В декабре с нами случилось очередное чудо. Диме дали место в новый детский сад в интегрированную группу. Как же здорово здесь оказалось! Дима первый день в садике так радовался маленьким стульчикам, столикам, раковинам. Он ведь всю свою жизнь до нас провел в таком «садике», к режиму был привыкший, так что адаптации, как таковой, и не было. Воспитатели, да и многие из персонала сада очень любят Диму, специально заходят в группу пообниматься с ним. В садик мы идем вприпрыжку, здесь Дима осознанно стал называть меня «мамой». Раньше он ко всем прохожим, кондукторам, воспитателям шел обниматься со словом «мама». А тут во время тихого часа я ушла в магазин, а когда вернулась, оказалось, что Дима проснулся и, увидев, что меня в комнате нет, больше не засыпал. Просто лежал молча, очень грустный. Когда же увидел меня, с такой радостью закричал «мама», что я аж прослезилась. С тех пор мама у Димы одна. Он уже давно остается в садике на весь день и знает, что вечером за ним придет папа, а дома его ждет большая семья.

В заключение хотелось бы поблагодарить всех, кто стал невольным соучастником нашего счастья. Ну и конечно, СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!!! Сейчас на вопрос: "Что бы вы посоветовали будущим усыновителям?" я всегда отвечаю: «НЕ БОЙТЕСЬ БРАТЬ ОГРАНИЧЕННЫХ ДЕТОК!!! От них такая любовь исходит. Мы взяли Димульку совершенно не думая о последствиях. Как замечательно сказал однажды мой муж: "Дима у нас по велению сердца". Поэтому слушайте только свое сердце, оно обязательно подскажет».

***

Кого-то мечтает об усыновлении, кто-то просто случайно увидев фото сироты решается сделать такой ответственный шаг. А вот Ольгу Лазареву и мужа натолкнула на такое история со сбежавшим из дома мальчиком — подростком.

«Сказать, что идея усыновления сидела у нас в голове я не могу. По-настоящему эта мысль посетила нас с мужем после случая с одним другом нашего старшего сына, который не нашёл общего языка со своей мамой и сбежал из дома. Что бы уладить раздор и не допустить глупости со стороны мальчика, мы предложили пожить ему немного у нас, заранее обговорив это с его мамой. Жил он у нас чуть больше месяца и так влился в нашу семью, что я не чувствовала разницы между детьми и относилась к нему как к родному. Через некоторое время он помирился с мамой и вернулся в свою семью. А мы решили, что вполне могли бы полюбить ребенка, которому нужна наша любовь и забота.

До 2011 в семье Куляшовых - Лазаревых росли три сына 16, 10, 3 лет. И вот они решили взять в семью еще двух девочек. Но получилось по-другому, и сейчас в семье воспитываются аж 9 усыновленных детей.

- И вдруг, я увидела девочку, которая несмотря на сильное косоглазие показалась мне похожей на меня в детстве. Мы на следующий день выехали в тот город где она была, а это за 600 км от нашего дома. Увидев её, я была в шоке, на фото она была лучше. Косоглазие было и горизонтальным, и вертикальным на оба глаза, кожа на пальчиках облазила, отставание в развитии было явным, а ознакомившись с её диагнозами и историей рождения и жизни до 3 лет у нас с мужем волосы стали дыбом. Все кандидаты кому её показывали отказывались и это в городе с населением больше миллиона. Я не знаю, что нас с мужем двигало в тот момент, наверное, душа подсказала, но посмотрев друг на друга мы оба кивнули в знак согласия усыновить её. Наши мальчишки тоже вначале были смущены её видом, красивой сестренки они сразу не получили. Волос у неё почти не было, из-за этого было видно неровная форма головы, да и косоглазие не очень украшало. Но мы с мужем чувствовали к ней очень нежные чувства, как будто точно знали, что все будет у нас хорошо, все исправится. Сейчас, спустя четыре года, Валерия - это красивая, умная, разносторонне развитая девочка. В 6 лет она играет на фортепьяно, профессионально занимается большим теннисом и хорошо читает. Нам кажется, что она даже опережает своих ровесников по умственному развитию, но возможно, нам так кажется, потому что это наш ребенок. Что мы с ней прошли? Много чего; три операции на глаза и нос, бесконечные болезни из-за низкого иммунитета, восстановление зрения после операций и много, что было связано с её слабым здоровьем. А ещё отсутствие родственных связей. И постоянной порчи вещей, мебели, и ломания игрушек. И странного и пугающего раскачивания тела из стороны в стороны и при этом с замершим взглядом в одну точку. Но это было только, первый год и мы с этим справились. Спустя почти год, мы нашли вторую свою дочку Елизавету... В том же доме ребенка, когда мы забирали Лизу, мы увидели мальчика, который только попал в дом ребенка...

Удивительно, но и знакомые и коллеги по работе считали нас чуть ли не героями из-за рождения трех детей. Сейчас, когда в нашей семье воспитываются 12 детей и мы с мужем больше встречаем недоуменные взгляды и вопросы «А зачем вам это?». К счастью в основном это первая реакция людей на «необычную семью». На данный момент три семьи из наших знакомых стали родителями бывших детей–сирот и мы очень рады, что стали примером для них. А для будущих родителей детей, которых «аист принес сначала не по нужному адресу», хочу пожелать терпеливо относится к причудам этих детей. Это особенные дети, которыми не занимались родители. Через год они, как правило, ничем не отличаются от тех, которые росли в нормальной семье, а иногда оказываются даже способнее.

***

Что такое стать семьей? Это значить быть вместе всегда и везде — и в горе и в радости... Слова эти знакомы всем и, наверняка, у некоторых даже набили оскомину. Но осуществить такое в жизни не так просто, как сказать. Однако, семье Родюшкиных из Красногорска все удалось. Вот как вспоминает мама Маша солнечный день, когда они стали родителями в третий раз.

«Прекрасный солнечный день сегодня»,- подумала я. Наша машина мчится по шоссе, за окном мелькают привычные глазу пейзажи, и вся семья в сборе. Все как всегда, но это только на первый взгляд. На самом деле в душе каждого из нас целая буря эмоций и волнений. Спокоен только маленький Гриша, он спит в авто-кресле и ни о чем не подозревает. Наша семья - это папа, мама, сын восьми лет и малыш 8 месяцев от роду, все мы едем за пополнением, но не в роддом, как обычно бывает, а в больницу одного подмосковного городка....Я ужасно горда своим мужем. Подумать только, он едет принимать нового члена семьи, мальчишку, в создании которого нисколечко не участвовал, да, что уж там, никогда живьем не видел! В глубине души я даже немного комплексую перед его великодушием, мне-то понадобилось взглянуть на ребенка, "принюхаться" к нему, на ручках подержать. Я все ждала, когда "екнет" - мой! Нет, не дрогнуло сердце, не защекотало в животе от нервного предчувствия. Что поделать… Отторжения нет и то хорошо, а любовь придет, я верю в это. Там, где живет любовь, там препираются все логические правила. Детей прибавляется, а любовь не делится, а умножается.

Все происходит как в тумане, вот последние наставления, слушаю в пол-уха, вот чей-то косой взгляд, конечно , ведь мы вызываем подозрение: свои дети есть, да еще и маленький, а они чужого берут. Вот взгляд добрый, радостный, вот удивленный. Еще какие-то слова прощания, и вот мы на свободе. Стоим в больничном дворе и заново знакомимся. Мы смотрим на Алешку, а он - на нас. Муж пытается скрыть волнение, но это плохо получается, он держит на руках крошечного мальчика, который теперь будет называться его сыном. Пока он справляется с собой, я уже деловито стаскиваю лишнюю, по-моему мнению, одежду, а рядом скачет старший сын Вася. Васе особенно важно привлечь Алешино внимание, ведь он самый первый мой помощник в этой эпопее. В какой-то момент Алеша вдруг осознал, что находится в руках совершенно незнакомых ему людей, понял, что нужно действовать и заплакал. Одновременно с ним, как по команде, загудел Григорий. «Началось!» - подумала я...

Долгий солнечный день подходит к концу. Маленький мальчик, которого зовут Алешкой, сидит в гостиной на ковре, обложенный всеми игрушками, которые только сыскались, это Вася постарался. Он давно уже не плачет, а только смотрит удивленно. Мы стоим и смотрим на него, я плачу. Плачу сама не знаю от чего, слезы текут из глаз, как-то сами по себе. Но может это и хорошо? Так выходит комок из горла, кажется он там целый день. Мужу труднее, мужчины же не плачут... Тут в моей голове очень отчетливо возникает мысль: " Я его никогда никому не отдам , это наш ребенок, наш сын, наше счастье...

Время бежит нещадно быстро. Я мама трех пацанов и им всегда от меня что-то нужно. А еще никто не отменял мужа, ему тоже хочется капельку внимания. Быт. Страшная штука. Говорят, даже может убить любовь. Стараюсь не погрязнуть в нем, но очень трудно. Эйфория заканчивается, и начинаются проблемы. Я-то считала себя матерью опытной, да еще и психолог по образованию. Наивно думала, что я проработала все проблемы и ко всему готова. Оказалось, что не готова ни к чему. Период адаптации никто не отменял. Было все. Бесконечные вопросы друзей, близких и не очень близких знакомых, соседи, коллеги....

А я тем временем закрыта с головой бытовыми проблемами и расцветом адаптации. Мои ожидания постоянно обманываются, все идет не так, как мечталось. Алешу совершенно невозможно держать на руках, он «вытекает» из них, не делая попыток ухватиться за меня, а я думала, что это у детей врожденное... Алеша не так плачет, не так ест, не так смотрит и вообще все делает не так. И даже пахнет не так!... Кстати сказать, у мужа таких проблем нет. Он как-то сразу принял Алешку и все, точка вопрос решенный... И вот мальчик мой болеет, мы лежим на диване, я тихонько читаю ему книжку, а он жмется ко мне своим горячим лобиком. Трудности сплачивают нас. А впереди еще одно испытание! На свет появляется моя маленькая дочка и снова вносит изменения в привычный семейный уклад. Мальчишки встречают ее с нетерпением, каждому хочется посмотреть на нее и стать ее опекуном. Время летит еще быстрее. Среди работы, домашних дел, детских болезней и радостей, среди походов в цирк, праздников и поездок на море давно уже стерлась грань между своими детьми и Алешкой. Никто и не заметил, как это произошло...»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Если аист сначала принес не по тому адресу...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру