"Неживые дети": странности и прелести кукол-реборнов

То ли люди, то ли куклы

От этих кукол-младенцев захватывает дух. Они настолько реалистичны, что создается впечатление, что перед вами настоящий малыш. Их корпус сделан из винила, волосы — из тончайшего мохера, глаза — из стекла. Их набивают синтепухом, утяжеляют специальными гранулами, в результате они выглядят и весят как младенцы. А бывает, что с помощью ароматизаторов производители придают им запах ребенка, а специально вживленные устройства имитируют дыхание и биение сердца. Часто хозяева говорят, что не покупают куклу-реборна, а усыновляют (в переводе с английского «reborn» — «заново рожденный»).

Изучив переписку на специализированных форумах, поговорив с психологом и мастером, который делает этих кукол, спецкор «МК» выяснил, почему у одних эти крохи вызывают полный восторг, а другие их пугаются и отвергают.

То ли люди, то ли куклы
Кукла Антошка.

Все началось с того, что подруга кинула ссылку на один из сайтов. На фотографиях был изображен малыш, которого собирают на прогулку. Потом мальчик в зеленой курточке и варежках с мишками был снят в коляске на фоне осеннего леса. Мама снабжала фотографии комментариями: «В лесу много кочек, Арсюша задремал», «поднял крик, пришлось брать на руки», «Арсюша нагулялся, даже щечки раскраснелись».

Ей отвечали: «Славный малыш. И какая заботливая у него мамочка». «Арсений — звездочка, очень люблю на него любоваться». «Видно, что ты его балуешь». Мама вторила: «Спасибочки! Да, балую. Он у меня превратился в большущую вредину».

Казалось бы, обычная переписка молодых мамочек. Я не замечала никакого подвоха, пока не наткнулась на комментарий: «Как живой!» И только тогда поняла, что речь идет о кукле — младенце, которую называют реборном.

Впрочем, на специализированном сайте они были только «малыши», «дочки», «сыночки» и «лапушки».

Одна из «мам», выставив фото грудничка, делилась: «Время летит так быстро, малыш подрос и уже не хочет просто так лежать в кроватке. Мы с папой подумали и решили подарить мальчику невероятно полезную и интересную вещь — детский шезлонг. Выбрали качественный, яркий, с мягонькой вкладкой, с интересными игрушками. Самое главное — он очень нравится малышу. Он теперь занят играшками целый день».

В ленте посетители обменивались ссылками на сайты, где можно было приобрести сестричек и братиков своим малюткам.

Открываю один из них. На самом деле есть где разгуляться! На продажу выставлены сотни кукол-реборнов, каждая из которых имеет собственное имя. Читаю в описании к одной из них: «Рост около 80 см, вес — 5,5 килограмма, волосы — из нежнейшего воздушного мохера. Наполнитель — микростеклогранулят, синтепух. Внутри каркас (ноги, спина). Руки двигаются свободно (для удобства смены нарядов). Детально проработаны все физиологические особенности строения тела: ручки и ножки, складочки и морщинки, животик. Есть половые различия».

Реборны не оставляют никого равнодушным.

Отдельно продается одежда. Например, за комплект из теплого белого пальто из флиса с атласным бантом, платья с кружевной отделкой и теплых носочков просят 3,5 тыс. рублей. Платье в цветочек и шапочка на завязках для большого 50-сантиметрового пупса тянет почти на 2 тыс. руб.

Многие из дам, наткнувшись на переписку любителей кукол-реборнов, негодуют.

«Представляете, они на полном серьезе спрашивают друг друга: «А вы выздоровели?», «Вам удобно?» — делится Елена на одном из женских форумов. Ей вторит Ольга: «Это же куклы, как бы реалистично они ни были сделаны. А их хозяйки пишут в ответ: «Стеша попросила померить Полинкин ободок», «Купила красивые туфельки. Девочка в полном восторге!»

«Почитала одну ветку, там мамочка очень печалилась и сильно извинялась перед своей «доченькой»-куклой за то, что она мало ей уделяет времени, потому что родился сын, братик куклы. Сейчас, мол, сын подрастет чуток, и я тебя снова буду нянчить. И такая в ее постах досада на родного сына, что мешает с куклой возиться. Это нормально?..» — возмущается Нина. Не отстает от нее и подружка Елена: «Вы только подумайте, при изготовлении этих кукол им имитируют на коже диатез, рисуют родимые пятна. А горе-мамы потом специальным гелем наносят «деткам» слюньки, слезки, сопельки…» «Жутковато как-то. А все ли у людей в порядке с психикой?» — вопрошает Галина.

Оппоненты парировали: «Это авторская кукла! У художника свое видение». «Не надо к этим постам относиться всерьез. Девчонки просто прикалываются». «Не понимаю всеобщего негодования. Ну, играют женщины в кукол, ну, покупают им распашонки и шезлонги… Что такого? Я, например, собираю засушенные цветы и еще не сошла с ума».

«Реакция «я люблю реборнов» и «я их ненавижу» — две стороны одной медали»

— Такие куклы появляются у людей, у которых находится для них место внутри, — говорит в свою очередь системный семейный психотерапевт Варвара Сидорова. — Когда нам чего-то не хватает, мы ищем, чем заполнить эту пустоту. Способы находим разные: хорошие, плохие, разрушительные, не разрушительные… Некоторые люди, которым хочется приложить к чему-то творческую энергию, вследствие многих обстоятельств выбирают кукол-реборнов. Но эти куклы — вещь вторичная. А первично — состояние поиска и потребности. Если бы они не нашли куклу-реборна, нашли бы что-то другое. Отобрать у них в этом случае куклу-реборна — значит вернуть их в состояние поиска, что не всегда хорошо. Пустота внутри останется, и не факт, что такие люди найдут более конструктивный способ ее заполнить и не впадут в депрессию или более тяжелое состояние.

Кукла-реборн поддерживает душевное равновесие. Женщины примеряют на себя материнскую роль вне реального контекста. Причин этому много, как и людей.

Теперь поговорим о людях, которые болезненно реагируют на женщин, которые занимаются куклами-реборнами. Копия младенцев вызывает у них настолько сильные эмоции, что видеть этих кукол им становится невыносимо. Это тоже болезненное состояние. В течение дня мы видим множество странных, непонятных, неприятных вещей. В большинстве случаев наша психика с этим справляется. Просто увиденное мы переживаем, отодвигаем, забываем. Если нас что-то сильно цепляет, вызывает сильные чувства и эмоции, — значит, у нас это и болит.

Реакция «я люблю кукол-реборнов» и «я их ненавижу» — две стороны одной медали. А так реборн — это просто кукла. И с куклами люди делают самые разные вещи. Это может быть просто кусок винила, а может быть точка приложения психических переживаний. Для одних она имеет терапевтический эффект, а для других — просто объект игры. А для кого-то кукла — способ бороться со своими страхами. Например, маленькие дети, когда их что-то напугало, начинают в это играть. Пока ребенок не переборет свой страх и не научится с ним обращаться, он в это играет. Так же порой поступают и взрослые. Неприятие кукол, повторяющих младенцев, может быть связано со страхом смерти. Эта тема настолько их тревожит, что они не могут видеть куклу-реборна, которую считают «неживым младенцем».

— Ученые утверждают, что, когда человек берет на руки такое… м-м… изделие, в его мозгу начинают происходить те же химические реакции, что и при контакте с живым ребенком.

— Да, конечно, выделяется, хотя и в небольших количествах, тот же гормон, что и при контакте с живым ребенком. Он повышает настроение, улучшает состояние человека. Ради чего все, собственно, и затевается.

— Есть те, кто считает, что все больше девушек и женщин заводят реборнов не в дополнение к живым детям, а вместо них.

— Если у женщины отобрать куклу-реборна, это вовсе не означает, что она заведет ребенка и станет веселой и здоровой. Тут, скорее, надо подумать, какую роль выполняет для нее кукла, и попробовать предложить ей что-то более живое и теплое. Иначе получается — «у хромого отобрали костыль». Она уже нашла опору для своего невроза, а у нее выбили опору. Что может только усугубить невроз.

— Это правда, что в куклы играют те, кто сам нуждается в заботе?

— И те, кто нуждается в заботе, и те, кто ощущает себя более сильным, когда заботится о более слабом. Есть такое переживание. Это люди, которые поддерживают свое ощущение силы.

«При помощи красок добиваюсь 3D-эффекта кожи»

Хобби по созданию реборнов зародилось в 1990-х годах, когда кукольные энтузиасты нуждались в более реалистичных куклах. С тех пор вокруг них начала развиваться целая индустрия. В Россия увлечение реборнами активизировалось в 2008–2009 годах. На рынке сейчас работает немало российских мастеров-кукольников.

Психотерапевт Варвара Сидорова считает, что изготовителями кукол нередко движет азарт, некий вызов Творцу, желание создать куклу, максимально похожую на младенца.

Чтобы выяснить, насколько это верно, мы обратились к мастеру Оксане.

Мастер Оксана за работой.

— Почему вы решили заняться изготовлением кукол-реборнов?

— По образованию я лингвист, но всю жизнь любила рисовать. Все решила неожиданная встреча на улице. Однажды я увидела женщину с ребенком на руках, у которого был очень странный взгляд. Вроде бы ребенок, но взгляд — неподвижный. Я не могла отвести от него глаз. И только через какое–то время поняла, что это кукла. Я была так ошеломлена ее реализмом, что решила: хочу сама создавать это чудо. Одна из женщин-мастеров, которая училась в Германия, давала частные уроки в России. Конечно, всех тонкостей и нюансов я не узнала. В дальнейшем испортила достаточно много материала, прежде чем осталась довольна сделанной куклой.

— Чего больше в процессе изготовления реборнов — искусства или ремесла?

— Кукол делают из молдов — заготовок головы, рук и ног. Они производятся на заводе в Америке или Германии. Можно, конечно, заказать оригинальную отливку, но это будет очень дорого стоить. Отливку делают из глины, а потом с нее отливают из силикона или винила высокого качества заготовку. А дальше мастер ее расписывает, разрисовывает.

Основной момент — нанесение красок. Для получения реалистичного эффекта кожи на молд наносятся слой за слоем полупрозрачные краски, каждая из которых запекается при определенной температуре. Бывает, что наносится до 40 слоев и больше! Это очень трудоемкий процесс. Для этого у меня есть специальная печка. Чем больше наносится слоев и чем они тоньше, тем реалистичнее и объемнее выглядит кожа куколки. При помощи красок я пытаюсь добиться живого эффекта кожи, 3D-эффекта. Тщательно прорисовываю венки, капилляры, сосудики, родинки, синячки и все оттенки кожи с покраснениями, царапинками и другими особенностями реальных малышей. Рисую ноготочки.

Для волос моих малышей я использую мохер премиум-качества. Он тоньше человеческого волоса и напоминает пушок новорожденного; для куколок-детишек постарше часто используются настоящие волосы. При помощи игл для микрорутинга вставляются по 1–2 волоска, прядь за прядью. Я стараюсь соблюдать направление роста волос, как у человека. Это очень медленный процесс, требующий огромного терпения, но результат того стоит! Внедренные волосы закрепляются изнутри так, чтобы их можно было расчесывать.

Изготовление реборна я бы не назвала искусством, в данном случае это слишком громкое слово, но это и не ремесло в чистом виде, так как присутствует элемент творчества.

— Каждая кукла делается в единственном экземпляре? Или есть близнецы-братья?

— Тело малютки-реборна становится настоящим холстом: кисточкой я прорисовываю все светотени, рельефы. Полностью повторить работу невозможно, и куколки, выполненные из одного и того же молда, будут выглядеть по-разному.

— Сколько уходит времени на создание куклы-младенца?

— У меня — около месяца. Поэтому я скептически отношусь к сообщениям типа «посидела ночку и сделала куколку». Я видела фотографии таких кукол в Интернете — это просто герои фильмов ужасов. Их выдают за реборнов, но они таковыми не являются. Сейчас на рынке появилось много китайских подделок. Люди пишут, что купили куклу-реборна за 3–4 тысячи, в то время как я только за одну заготовку отдаю 6 тысяч, и это еще без учета доставки ее из США.

Я никогда не вставляю своим малышам пластиковые глаза — только стеклянные ручной работы, цена которых доходит до 60 евро. Немецкие мастера из Лауша выдувают их вручную. Похожих пар глаз не найдешь. Вставляешь такие глазки — и сразу кукла становится похожа на младенца.

— Делаете ли куклы на заказ, похожими на какого-то конкретного малыша?

— Такие просьбы бывают. Я прошу выслать фотографию и потом уже решаю, смогу ли выполнить эту работу. Заготовок ведь множество, но черты лица один в один могут не получиться. При нагревании их можно поменять, но несильно. Если честно, работать на заказ я не люблю и не приветствую это. У каждого ведь свое видение, и что в итоге получится — предугадать сложно. Человек видит какую-то складочку так, а я — совсем по-другому. Фотография — одно, а каким ты знаешь этого ребенка — совсем другое.

«Пусть играет с куклой. Взрослой она еще успеет стать»

— Многих пугает натуралистичность реборнов…

— Реборны рушат стереотип о самом понятии «кукла», которое стало синонимом неестественности. В них нет выхолощенной, правильной красоты, присущей заводским игрушкам. Малыш-реборн может быть спящим, может улыбаться или хмуриться, может «задуматься» о чем-то, его мимика может выражать готовность к плачу или смеху, капризу или испугу. Каждая эмоция уникальна.

При этом реборны не оставляют никого равнодушными. Когда я впервые выставила своих кукол на выставке, не могла представить, какую бурю эмоций они вызовут. Одни реборнов категорически отвергали, считая «неживыми детьми», у других они вызывали восторг и восхищение. А лучшей похвалой стали слова доктора, который сказал: «Вы знаете, я врач-педиатр, ваши малыши очень реалистичны, большой вам респект».

Потом я не раз слышала, что «я, мол, не хотела бы иметь у себя дома куклу, похожую на ребенка». А мне, например, очень хотелось. Я детишек очень люблю. Когда училась в институте, работала воспитательницей в ясельной группе в детском саду. И мне хотелось иметь куклу, похожую на малыша. Мы сейчас с дочкой с удовольствием ходим по магазинам, подбирая реборнятам одежду и аксессуары. Такой вот вид отдыха.

— Кто ваши покупатели?

— Кукол-реборнов покупают коллекционеры. Что бы ни говорили, но женщин, какого бы возраста они ни были, влечет к куклам. Так заложено природой. Да еще и жизнь не так лучезарна и радостна, как нам хотелось бы. Поэтому, наверное, куклы — это уход от реальности: кто-то их создает, а кто-то собирает.

Реборнов покупают женщины, у которых дети уже выросли, а материнские инстинкты остались. Я, например, имея двоих взрослых детей, всегда засматриваюсь на маленьких детишек, а от младенцев у меня просто замирает сердце. Время от времени хочется взять на руки малыша, вспомнить эту приятную тяжесть, ощущение запрокидывающейся головки… Надо видеть выражение лица женщин, когда они берут куклу-реборна на руки. Все улыбаются, у них становятся добрыми лица.

Реборнят покупают также в качестве подарка подросткам. Приобретая презент для своей 13-летней дочери, одна покупательница сказала: «Пусть лучше она играет с куклой, чем часами сидит в Интернете. Взрослой она всегда успеет стать». А кто-то рассматривает реборнов как подготовку к материнству.

Хотя есть еще много людей, которые с непониманием и даже ужасом смотрят на взрослых девушек и зрелых дам с куклами, но постепенно и к ним приходит понимание, что в этом нет ничего неестественного. И что куклы способны принести взрослому не меньшую (а порой и большую) радость, чем флакон фирменных духов или новая сумочка.

— Есть куклы-реборны, которые могут воспроизводить слова, издавать звуки, свойственные живому младенцу, или даже дышать «по-настоящему» животиком, вдыхая носом воздух?

— Когда у меня спрашивают: «Что умеет кукла?», я говорю: «Радовать хозяина». Конечно, есть возможности вставлять какие-то звуки, например, чтобы сердце стучало. Я этого не делаю. Реборны и так достаточно реалистичны. Люди и так их нередко пугаются. Помню, как мою дочку, которая выходила во двор с такой куклой, бабушки отчитывали: «У молодых — ветер в голове, сами оденутся, а детей раздетыми по холоду носят».

Глава семьи, который приобрел у меня для дочери реборна, потом рассказывал, что их не пускали на паспортном контроле за границу, потому что не было паспорта на ребенка, который, к великому удивлению, оказался куклой. Потом в самолете стюардессы еще раз пересчитывали пассажиров, потому что в списке было одно количество, а на деле — лишний пассажир на борту. Куклу-реборна приняли за ребенка…

Я, например, когда еду в метро, никогда не несу в руках свою куклу. Народ постоянно оглядывается, я такого внимания не хочу.

— На сайтах смакуют истории, когда женщины обращаются с реборнами как с живыми детьми.

— Взрослый человек в здравом уме не будет кормить куклу с ложечки! И если у этого человека проблемы с психикой или в личной жизни, а кукла помогает выкарабкаться из этой беды, не углубиться в свои беды, то что в этом плохого, откуда в людях столько недоброты?..

— Психически больные люди к вам обращаются?

— Это скорее исключение. Одной из них родственники купили двух кукол. Она их нянчит, говорит, какие они хорошие, меняет им пеленки. Но если они ей помогают, если это некий элемент терапии, стоит ли ее осуждать за эту игру?..

— Маленьким детям такую куклу дарить нельзя?

— Реборны — не игровые куклы и требуют бережного обращения к себе. Маленькие дети не могут в полной мере справиться с этой куклой, не навредив ей. Для этих кукол нежелательны прямые солнечные лучи, дождь, источники тепла в доме.

— Сколько в среднем стоят куклы-реборны?

— Виниловые заготовки пока делают только за границей. Сейчас, ввиду того, что изменился курс доллара и евро, куклы стоят около 35 тысяч рублей. Но взять тех же шарнирных кукол (англ. ball-jointed doll, BJD, в русской транскрипции — БЖД), сделанных из полиуретана, которые могут принять почти любую человеческую позу. Для них владельцы покупают за баснословные деньги не только одежду, обувь, аксессуары, но и дома. А все продолжают цепляться к куклам-реборнам…

Мальчики в детстве играют в танчики-машинки, а когда вырастают, покупают себе за немалые деньги радиоуправляемые танки и вертолеты. У меня, например, муж купил радиоуправляемый самолет, целый год сидел за компьютером, учился управлять им на тренажере, чтобы летом его запустить. У человека такое хобби. Если мужчинам можно покупать дорогостоящие «игрушки», почему это не могут сделать женщины? Почему у них не может быть отдушины? Раньше было модно держать в квартире сервант с хрусталем или фарфором. Сегодня его все чаще заменяет витрина с красиво расставленными в ней изящными куклами. А смотрятся они не хуже сервизов «Мадонна» и хрустальных бокалов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27011 от 20 января 2016

Заголовок в газете: То ли люди, то ли куклы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру