Кризис продолжается: больше половины российских компаний сокращают сотрудников

А премии достаются только самым лучшим

В прошлом году многие российские компании пересмотрели свою политику в области управления персоналом. Вместо расширения штата взят курс на его сокращение. В целом в прошлом году более половины российских компаний избавлялись от лишних сотрудников и собираются продолжить заниматься этим неблагородным делом и в этом году. Зато многие работодатели готовы даже немного повысить сотрудникам зарплату и расширить пакет социальных льгот.

А премии достаются только самым лучшим

Таковы данные аналитического обзора «Тенденции в области управления персоналом на российском рынке 2015-2016», в котором приняли участие около 300 компаний из более чем 20 отраслей экономики. Результаты исследования показали, что в 2015 году 55% организаций проводили мероприятия по сокращению численности персонала, и большинство из них планируют продолжить начатую политику в 2016 году. В основном, сокращения производились за счет реорганизации (39,6%) и закрытия ряда бизнес-направлений (18,8%). В 2015 году в половине компаний-участников объем сокращений находился в пределах 10% от общей численности сотрудников компании, в 2016 году большинство компаний планирует остаться в этих же границах.

Уже второй год подряд компании избирательно подходят к найму персонала, сместив фокус с массового подбора на выборочное заполнение важных для бизнеса позиций (44% компаний осуществляли наем персонала только на выборочные позиции в 2015 году и также планируют придерживаться этого подхода и в 2016 г.).

И все же оптимизация расходов помогает многим компаниям хотя бы чуть-чуть компенсировать сотрудникам реальное снижение доходов за счет индексации (63% респондентов планируют увеличить базовое вознаграждение в среднем на 8%) и расширения пакета льгот (25% респондентов планируют увеличивать набор льгот и/или расходы на текущий пакет). Также компании стали чаще предоставлять своим сотрудникам возможность работы по гибкому графику и удаленно (66% компаний от общего числа участников). Это позволяет не только повысить уровень вовлеченности и мотивации сотрудников, но и сократить расходы компании.

Кроме того, резко повысился спрос на квалифицированных сотрудников (чтобы они могли выполнять больше функций), в связи с чем российские компании стали активнее вкладывать деньги в обучение сотрудников. Так, система обучения сотрудников в том или ином виде существует в 96,6% исследуемых компаний. Чаще всего обучение проводится внутренними тренерами компании (63,5%), в то время как внешние тренинги (14,2%) используются в основном для ключевых сотрудников, в том числе как инструмент удержания и поощрения работников, которые на хорошем счету. Для таких организации разрабатывают специализированные программы развития и карьерного планирования. Многие крупные компании уже имеют корпоративные университеты и еще около 25% участников нацелены на создание такой структуры.

Еще одна тенденция — эпоха премий по итогам года всем подряд, похоже, кончилась. Теперь многие руководители предпочитают вознаграждать сотрудников по принципу «как потопал, так и полопал». Условия премирования повсеместно ужесточаются. Тем не менее, предпринятые в 2015 году меры по оптимизации и реорганизации бизнеса позволили 83% респондентов достичь поставленных целей и произвести выплату премии по итогам года и только 6,6% компаний отменили выплату премий.

«Таким образом, в условиях спада экономики каждая компания старается найти оптимальный баланс между сокращением расходов на персонал и развитием бизнеса, - говорит – сказала руководитель практики по предоставлению консультационных услуг в сфере управления персоналом PwC в России Алла Романчук. – По итогам исследования мы видим, что такие меры, как совершенствование организационной структуры и оптимизация численности позволяют сокращать затраты на персонал, а правильно сформированная политика развития и обучения дает возможность выявлять и удерживать лучших и наиболее вовлеченных сотрудников, которые будут способствовать росту эффективности и прибыльности организации».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру