Телегина и Салтыков – последователи одного и того же религиозного течения. Асатруа – неоязычество, основанное на древней германо-скандинавской религии, особенно распространенной в северной Европе и на Северо-Западе России. Салтыков даже руководит пабликом официальной общины Асатруа в Петербурге. «Я считаю недопустимым публичное распространение подобных материалов. Они выставляют мою религию (Асатру) как экстремистскую идеологию, что не соответствует действительности, и этим подвергают опасности свободу вероисповедения, мою собственную и моих близких. Кроме этого, распространение таких материалов угрожает обществу культивированием неуважения к чужим ценностям, в данном случае религиозным», - поясняет язычник свою позицию единоверцам. По словам Евгения, он обнаружил обескураживающую картинку прошлой осенью, тогда же написал заявление. «К сожалению, ни ко мне, ни в сообщество не обращался, сразу обратился в суд», - комментирует ситуацию Телегина.
«Яблоки Идунн» - небольшое по меркам рунета сообщество в несколько тысяч человек. Сейчас там активно собирают средства на адвоката – ведь в худшем случае по этим статьям можно получить несколько лет реального срока. В целом «Яблоки» рассказывают последователям скандинавской религии про руны, богов пантеона, эпические сюжеты и прочие довольно безобидные вещи.
Салтыков, очевидно предвидя призывы единоверцев отозвать иск, поясняет: «Я никому не продался, не работаю ни на какие органы и защищаю исключительно собственную позицию как Асатруа. Меня не интересует личность, пол и социальное положение оппонента. На этом месте мог оказаться любой другой пользователь соцсетей из России. Запущенный процесс - не гражданский иск, который может быть отозван. Я не считаю свой поступок предосудительным, потому что он соответствует закону, моей гражданской позиции и моим представлениям о справедливости. Я не считаю, что кого-то предал, потому что речь не идет о людях, кому я должен быть верен. Я вообще не считаю своими единоверцами людей, пропагандирующих экстремизм, равно как и их защищающих».
Заявитель в Петербурге, суд – в Барнауле. Кажется, северная традиция заметно расширяет регион влияния. К слову, недавно представители Асатру выкупили участок земли под Москвой, чтобы организовать там капище и храм. Столичную общину петербургско-барнаульское дело тоже взволновало, но там высказали обтекаемое мнение, что картинка, несомненно, является провокацией, но уголовное дело – не выход из ситуации. «Картинка из-за которой все началось является провокацией и тут еще одни важный вопрос о котором стоит подумать, - считают в общине. - Есть люди, для которых символы нашей веры являются ничем иным, как элементом давно умершей культуры и это в корне неверное восприятие. Любое изображение, где две религии символически борются друг с другом и особенно те, где используются символы веры, не допускающие другое прочтение смысла изображения - недопустимы. Тут требуется провести воспитательную беседу с автором картинки».
И, кажется, язычники больше переживают не из-за уголовного дела, а из-за того, что его инициатор и один из столпов российского движения Асатру противопоставил себя остальному языческому миру, использовав «идеологическую» статью. Действия Салтыкова единоверцы пытаются объяснить попыткой защитить свою веру от возможного объявления ее экстремистским течением.