За что на Пиренеях арестовали сына знаменитого экономиста

За что на Пиренеях арестовали сына знаменитого экономиста?

Уже почти два месяца в испанской тюрьме сидит россиянин Александр Гринберг. Его обвиняют в связях с русской мафией, незаконном обороте оружия и отмывании денег, добытых преступным путем. Бизнесмен, президент маленького футбольного клуба «Марбелья», сын экс-директора института экономики РАН, оказался настоящим мафиози.

Однако версия обвинения выглядит неубедительно. Один только факт: арсенал оружия, который показали по всем испанским телеканалам в доказательство вины Гринберга, в действительности оказался... игрушечным, предназначенным для игры в страйкбол. Как тут не вспомнить классическое «у страха глаза велики». Причем это «оружие» принадлежит не Александру, а сыну его друга. Испанские правоохранители ошиблись? Но ведь подобная «ошибка» по отношению к российским гражданам отнюдь не первая.

Почему вообще испанские жандармы так боятся «русской мафии»? Кого и как они готовы к ней причислить? И как поживает за решеткой русский президент испанского клуба, в защиту которого простые испанцы вместе с детьми устраивают на улице флешмобы? Все это выяснял «МК».

За что на Пиренеях арестовали сына знаменитого экономиста?
Александр Гринберг.

Футбольный клуб за 1 евро

Александра задержали сотрудники нацгвардии Испании рано утром 26 сентября в регионе Коста-дель-Соль в рамках операции под названием «Олигарх». Тут же сообщили, что операция связана с выявлением лиц, причастных к солнцевской ОПГ и занимающихся отмыванием денежных средств. Полицейские отрапортовали, что акция долго готовилась, удалось получить массу документов, найдено большое количество оружия (винтовки, бронежилеты — целый склад), задержано более 30 человек. При этом называли несколько имен: Александр Гринберг (президент и владелец футбольного клуба «Марбелья»), Олег Кузнецов (владелец компании по производству питьевой воды), Арнольд Спиваковский (он же Тамм, один из топ-менеджеров «АФК-Система»), а также некто Дождев. Получалось, что все они — русские «сорвиголовы», которые в Европе держат склады оружия, покупают футбольные клубы и через них отмывают деньги. Неужели правда?

Самое публичное лицо в этом деле — Александр Гринберг. Рассказывает его отец, член-корреспондент РАН, ведущий экономист страны, доктор наук Руслан Семенович Гринберг.

— Сын был успешным бизнесменом, когда переехал в Испанию. На родине он никогда не являлся фигурантом никаких уголовных дел и тем более не был осужден. Все средства, что он вкладывал в испанский футбольный клуб, — от бизнеса, который легально вел в России на протяжении долгих лет (Александр строил склады и сдавал помещения в аренду). Источник этих денег установлен посредством налоговых деклараций. Александр жил совершенно открыто — у него был один-единственный банковский счет, так что легко проследить движение денежных средств. Есть все НДФЛ за последние 10 лет, уплачены все налоги.

Чтобы понять ситуацию, изучаю биографию Гринберга. Обычный бизнесмен, который не может сидеть без дела. В интервью спортивным журналам рассказывал, что была у него мечта стать владельцем клуба. На что-то большое денег нет, а вот маленький проект (типа «Марбельи») тянет, ему интересно и т.д. Ничего особенного, казалось бы. Однако обратим внимание на следующее — полиция указывает: клуб был приобретен всего за один евро (в этом-де кроется криминал). Как это? Целый футбольный клуб за 1 евро?

— 1 евро — это просто минимально возможная сумма договора купли-продажи, — говорит один из друзей Александра. — А реальная сумма сделки складывается из погашения убытков. У футбольного клуба были долги, он находился на грани банкротства, поэтому «отдали за условные деньги в надежные руки». Приобретение обанкротившихся спортклубов и даже целых банков за символическую цену — это обычная мировая практика. В той же Испании пятый по величине банк был приобретен за 1 евро. Гринберг создал школу на 400 детей, отремонтировал стадион. Команда болтается между 2-й и 3-й лигой, но мы надеемся, что детская школа со временем даст отдачу. Никакого дохода клуб Александру не приносил, одни убытки.

Жители города, где располагается клуб, за все это ему были безмерно благодарны. Болельщики даже устроили флешмоб в его поддержку. Простые испанские ребята так поддерживают русского инвестора даже не столько за то, что он спас клуб (прорывных результатов команда не показывает), сколько за отношение.

— Саша знает каждого ребенка, который занимается в школе, — говорит супруга Юлия. — Он дружит с семьей каждого футболиста клуба.

Но помимо «Марбельи» полиция нашла у Гринберга и другие активы — например, гольф-клуб под названием «Дама де Ноче». Правда, на поверку там оказался пустырь со строительным вагончиком.

— Приезд сюда полиции был анекдотичным: они долго ходили и спрашивали: «А где гольф-клуб-то? Где здание? Где ухоженные поля?» — вспоминает Юлия. — Я им ответила: «Вот это и есть. Вагончик на железную цепочку запирается, можете его обыскать». Так же все и со всем остальным «богатством». Машина у нас 2005 года, вывезена из РФ. Дом приобретен в ипотеку на десять лет. Сейчас арестовали счет; как платить ипотеку — непонятно.

Склад боеприпасов

— Приезжайте и посмотрите на оружие, потрогайте, вообще не вопрос, — говорит друг Гринберга (собственно, в его доме оружейный склад и нашли, а не у Александра, как написала испанская пресса). — Замечательно пошутила полиция, а вот нам не до шуток. Оружие действительно есть, только оно для страйкбола (выглядит как настоящее, но стреляет шариками). У меня сын увлекается, участвует в различных соревнованиях. Все это «оружие» покупалось в магазинах, есть документы.

У владельца игрушечного арсенала есть даже свой канал в Ютубе, где он рассказывает о коллекции. Его винтовки и автоматы на самом деле с первого взгляда не отличишь от настоящих. В доказательство того, что они все-таки бутафорные, сразу после обыска парень опубликовал свои фото с «оружием» в Фейсбуке.

Полиция, которая нашла «оружейный склад», поспешила о нем рассказать, фото и видео появились в испанских СМИ. А что дальше?

— Оружие даже не изъяли, точнее, естественно, не изъяли, зачем полиции игрушки нужны, — говорит отец парня. — У них настоящие есть. Они настоящим пугали женщин и детей, когда в дом врывались.

Что стоит за «русской мафией»

И все-таки как быть с мафией? Полиция ссылается на то, что есть материалы дела, дающие «основания полагать», что Гринберг связан с ОПГ. Но поскольку дело засекречено, доступ к данным материалам якобы пока отсутствует.

— Полиция говорит о преступной группе, — рассуждает защитник Роман Базоев. — Ну что же, надо понимать, что это сообщество людей с едиными целями. Мы долго думали, какая общая цель, общее дело есть у задержанных? Единственное, что приходит в голову — контракт между ФК «Марбелья» Гринберга с заводом Agua de Mijas Олега Кузнецова. Первый предоставлял 2 рекламных щита на своем стадионе, а второй — воду игрокам и персоналу. Иных пересечений бизнес-характера у Александра и других обвиняемых не было. Вообще они были знакомы, приглашали друг друга на праздники, играли в футбол, но на этом все. И в любом случае факт знакомства с лицами, которые, по мнению полиции, могут быть в чем-то замешаны, не означает, что замешан и сам человек. Европейский суд давно высказался совершенно определенно по этому поводу: факт знакомства не означает факт совместного бизнеса, суд должен ориентироваться исключительно на фактические доказательства.

Необходимо понимать нюансы правоохранительной системы Испании. По делам, связанным с легализацией и отмыванием, работает она следующим образом: полиция собирает доказательства, которые, по ее мнению, являются значительными, далее предоставляет весь ворох материалов суду, который санкционирует обыски. А те проводят всегда громко, ярко, красиво, с освещением в прессе. На стадии задержания мало кого интересуют такие «мелочи», как то, что оружие бутафорное, что «несметных сокровищ» нет, общего бизнеса у людей тоже нет. Тут важно, чтобы поверила общественность, увидела, как здорово работает полиция. Суд на этом этапе еще не видит и не получает аргументы защиты, ориентируется также на то, что история значимая, большая, приведенные эпизоды возможны и... заключает людей под стражу.

— А вот дальше судебная система в Испании, как правило, полностью руководствуется законом, все четко и правильно, — продолжает адвокат. — Принимает решения, ориентируется на доводы защиты и не учитывает домыслы полиции. Невиновные выходят из заключения (меняется мера пресечения). Но на это нужно время. Вот и полное оправдание Гринберга — лишь вопрос времени. Жаль только, что потом прессе уже будет неинтересно, почему его отпустили, и извинений ему не принесут. А свою ошибку спишут на то, что перестраховались, боролись как-никак с русской мафией.

Александр Гринберг на условия содержания в иностранной тюрьме не жалуется. Посещает там курсы испанского языка, спортзал, читает книги. К причислению себя к гангстерам относится иронично. Но многие его знакомые после этой истории в Испанию ехать боятся. А известный во времена инквизиции термин «испанские сапоги» (орудие пыток — специальные доски, с помощью которых заключенным ломали ноги) в наши дни вновь станет актуальным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27550 от 20 ноября 2017

Заголовок в газете: «Испанские сапоги» для российского бизнеса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру