Старшекласснице отказались продать сборник стихов: все из-за пометки "18+"

Издатели перегибают палку

Семнадцатилетней школьнице из Екатеринбурга не продали в книжном магазине сборники стихов Владимира Маяковского,Сергея Есенина и Иосифа Бродского. На книгах стояла пометка «18+», что и не позволило продавцам аж трех книжных магазинов, которые накануне Дня знаний обошла школьница, продать ей издания.

Издатели перегибают палку

Девушка по имени Алиса прокомментировала местному изданию ситуацию так: «Ни в одном мне не продали. Просили предъявить документы, сказав, что «по закону детям эту литературу покупать нельзя». Для меня это было очень странно, потому что мне не 10-12 лет, а уже 17. И мне «по закону» нельзя культурно развиваться. Я проинформировала продавцов об этом, они не изменили своей позиции».

Ситуация выглядит странной еще и по тому, что стихи всех трех поэтов входят в школьную программу и были в сборниках. При этом в самом книжном магазине заявили, что рядом с изданием для взрослых стояли книги тех же авторов, рекомендованные для изучения школьниками.

Неужели теперь паспорт нужно будет иметь при себе как любителям крепкого алкоголя, так и крепкого словца? А юным библиофилам придется просить друзей постарше купить им томик Бродского или Пушкина, чтобы потом втихую прочитать за школой? Или сборники Есенина придется прятать за батареей, и после чтения тщательно мыть руки и жевать жвачку, чтобы мама не учуяла запах поэзии?

Адвокат Оксана Михалкина объяснила «МК», что маркировка ставится на основании Федерального закона №36 от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию».

– Эта маркировка — 6+, 12+, 18+ - проводится на основании экспертизы, которая назначается в соответствии с законом, - разъясняет эксперт. - Как написано в тексте документа, к информации, запрещенной к распространению среди детей, в частности, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью в том числе к самоубийству, информация, способная вызвать у детей желание употреблять наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям, животным и т. д., отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и членам семьи, оправдывающая противоправное поведение, содержащее нецензурную брань и информацию порнографического характера.

Адвокат отметила, что просто так поставить маркировку издательство не может — необходимо заключение экспертизы. И ответственность за несоблюдение маркировки несет и изготовитель продукции, и распространитель.

– Продавец по идее обязан потребовать паспорт у покупателя, чтобы убедиться, что возраст позволяет ознакомиться с той или иной информацией, - говорит Оксана Михалкина. - Это как по аналогии с табачной продукцией. Но на практике я таких случаев не знаю и не разу не слышала, чтобы в книжном магазине требовали паспорт.

Возможно, Оксана ходила только в адекватные книжные магазины, которые не приравняли классиков русской литературы к «Беломору» и абсенту. Вообще, если вчитаться, то формулировка позволяет вычеркнуть из школьной программы добрую половину произведений, если не больше. Анна Каренина отрицает семейные ценности, Раскольников пропагандирует жестокое отношение с людьми, Бедная Лиза — самоубийство как способ решения любовных проблем. Книги Достоевского надо запретить полностью как пропагандирующие депрессивные состояния. А Толстого исключить тогда уж за желание школьников уйти из жизни за невозможность осилить «талмуды» автора. Да, многие писатели, в том числе и Маяковский, Есенин, Бродский и даже солнце русской поэзии использовали в стихах нецензурную брань. Но что-то подсказывает, что дети, доросшие до самостоятельного чтения таких поэтов, явно знают побольше непечатных слов, чем могут встретить в их произведениях. Иначе для перестраховки надо всю русскую литературу упаковать в целлофан.

- Что касается классических произведений... Столько лет мы их читали, того же Маяковского, изучали в школе, и вдруг с 2010 года почему-то появляется маркировка, - удивляется Михалкина. - Я думаю, что данный закон допускает перегибы, производители и распространители скорее перестраховываются, основываясь на заключениях экспертов. На мой взгляд это не всегда обоснованно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру