Исследование констатировало провал российских школьников в обществознании

Выпускники не понимают смысла понятий «гуманизм» и «патриотизм»

10.10.2018 в 21:00, просмотров: 5885

Согласно ежегодному анализу результатов ЕГЭ, познания наших школьников в области обществознания являются в целом стабильными и год от года практически не меняются. Однако радоваться здесь, увы, нечему. Столь же стабильно исследования Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) из года в год свидетельствуют: значительная часть выпускников не представляет себе не только основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина России, но не понимают смысла таких понятий как «гуманизм», «патриотизм» и «гражданственность».

Исследование констатировало провал российских школьников в обществознании
фото: Евгений Семенов

Любой специалист подтвердит: ЕГЭ по обществознанию – очень сложный экзамен, отражающий интегральный характер обществоведческого курса и включающий задания по философской, социологической, экономической, политологической и правоведческой тематике. Широкий охват столь далеких друг от друга тем уже гарантирует серьезные сложности для изучения этого предмета. Между тем ведь ситуацию заметно усугубляет проблема учебников и учебных пособий, по которым учатся дети.

Так, по оценке учителей-предметников, действующие учебники по обществознанию (то есть те, что включены в официальный перечень допущенных или рекомендованных для преподавания в школе) не выдерживают никакой критики:

- Материал там,- разъяснила «МК» столичный педагог Елена,- изложен сухим, каким-то казенным языком и чрезмерно, причем, зачастую необоснованно, наукообразен и искусственно усложнен. Учиться по таким «кирпичам» ребятам совершенно неинтересно! А сам этот предмет, к сожалению, они выбирают для сдачи ЕГЭ только потому, что он необходим для поступления в большинство вузов.

Действительно, ЕГЭ по обществознанию является самым массовым предметом по выбору: по числу сдающих его опережают только обязательные математика с русским языком. Между тем, его специфика такова, что значительное место в нем отводится заданиям с развернутым ответом: их в ЕГЭ по обществознанию девять, а это больше, чем в ЕГЭ по всем другим учебным предметам. И все это вместе с формальной зубрежкой материала, по словам учителей, не «пропускаемого учащимися через сердце», приносит горькие плоды.

Да, по данным последних исследований, в 2018 году «большинство выпускников продемонстрировали знание базовых понятий и теоретических положений из различных разделов обществоведческого курса», - .рассказали «МК» организаторы исследования. - Однако не все выпускники средней школы знают основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина России, конституционные обязанности гражданина России. Часть выпускников не знает устройства и организации государственной власти в Российской Федерации, путается в названиях высших государственных органов России, не может установить связь той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти и высшим органом власти, должностным лицом».

«Плавают» выпускники школы, как оказалось, и в экономических вопросах, также входящих в общий курс обществознания:

- Участники ЕГЭ 2018 года,- уточнили «МК» в ФИПИ,- продемонстрировали недостаточный уровень знаний, необходимых будущим активным участникам экономической жизни: понимания функций различных финансовых институтов (в частности, институтов банковской системы), экономических процессов (безработица, инфляция). Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации.

Да что там вопросы налогообложения или основополагающие принципы грамотного взаимодействия гражданина с банковской сферой! Как оказалось, далеко не все выпускники понимают смысл таких основополагающих понятий как «гуманизм», «патриотизм» или «гражданственность»!

- Мы стараемся как можем, пытаясь разъяснить нашим ребятам основополагающие моменты курса обществознания. Но как программа предмета, так и учебники, по которым учатся дети, не удовлетворяют нас, учителей,- констатировала «МК» другой педагог-предметник Наталья.- При огромном объеме знаний, которые в рамках обществознания должен освоить школьник, это приводит к образованию пробелов в его знаниях. А для того, чтобы восполнить их за свет внеучебной работы, у старшеклассников уже нет времени — надо готовиться к выпускным экзаменам поступлению в вуз.